Благоустройство кладбищ Москвы

Благоустройство кладбищ — важная задача, решением которой уже много лет занимается ГБУ «Ритуал». Работа ведется по нескольким направлениям: озеленение, создание транспортной инфраструктуры, обеспечение доступности для людей с ограниченными возможностями.

Таковы, на сегодняшний день, главные критерии благоустроенности некрополя. В Европе по этим трем пунктам проблем давно уже нет, поэтому хозяева кладбищ (а некрополи, как правило, находятся в частной собственности) уже занимаются интеграцией высоких технологий в ритуальную сферу. России до этого пока еще далеко. Хотя уже и появились «первые ласточки»: QR-коды на памятниках и сеть Wi-Fi на некоторых центральных кладбищах. Но пока это роскошь. Да и упор делается не на хай-тек, а на элементарное удобство для посетителей.

Направления работы по благоустройству московских кладбищ

Озеленение

Под озеленением подразумевается не только «зеленая зона» вокруг кладбищ, но и высадка деревьев между кварталами, как их называют, на самом погосте. Деревья, которые скрывают некрополь от посторонних глаз выполняют вполне очевидную функцию: живые, проходя мимо, не видят могил. При этом деревья нужно высаживать правильно, чтобы воздух на кладбище не застаивался.

Высадка саженцев между кварталов преследует другие цели. Если кладбище будет представлять собой голую равнину, то все посетители окажутся на виду друг у друга. Это создает психологический дискомфорт, особенно, у тех, кто потерял близких недавно. На кладбище хочется уединения. Поэтому там нужны деревья. Их высаживают в определенном порядке, и сорта тоже подбирают не любые, а те, которые соответствуют определенным требованиям. В частности, их корневая система не должна сильно разрастаться. Потому что иначе они могут повредить надгробия.

Транспортная инфраструктура

Здесь речь идет не только о транспортной доступности самого некрополя — в Москве с этим особых проблем нет, до центральных кладбищ легко добраться на метро. Но необходим транспорт и на самих кладбищах. Это связано с тем, что они занимают довольно большую площадь. И если захоронение находится в глубине или на другом конце погоста, путь к нему может занять час, а то и больше. А кладбища посещают, в основном, люди пенсионного возраста. При этом передвигаться по территории на личном автотранспорте запрещено.

Для решения этой проблемы обычно используют электромобили. Они ездят по дорожкам и стоят у входа, и на такой машинке можно добраться даже до отдаленных захоронений. Приоритет водители отдают пожилым людям, инвалидам, а также семьям с маленькими детьми. Правда, зимой электромобили использовать невозможно, потому что аккумуляторы разряжаются в мороз.

На время массовых праздников, вроде Пасхи, кладбища обслуживают бесплатные автобусы. Однако в будни они не ходят.

«Доступная среда»

Программа «Доступная среда», направленная на улучшение городской инфраструктуры для инвалидов, охватывает и кладбища тоже, ведь это общественное место. Здесь также необходимы пандусы, тактильные дорожки для незрячих и слабовидящих, туалетные комнаты для колясочников.

На центральных кладбищах все это уже есть. На более отдаленных — пока еще только планируется. Впрочем, пока самостоятельное посещение кладбищ людьми с ограниченными возможностями все равно сомнительно, поскольку до них бывает сложно добраться.

Благоустроенные кладбища Москвы

В Москве есть несколько некрополей, которые соответствуют всем перечисленным критериям. Их немного, но и программа благоустройства рассчитана на много лет. Так что со временем таких кладбищ станет больше. Заметим, что все кладбища из этого списка являются закрытыми, на двух из них хоронят исключительно звезд, политиков, военных и видных общественных деятелей.

Алабушевской кладбище

Мы начнем с него, поскольку это кладбище совсем еще недавно было открыто для новых захоронений, и многие хоронили своих родственников там. Алабушевское ввели в эксплуатацию в 2012 году, и специально для него запустили автобусный маршрут №24, который работает в том же графике, что и кладбище.

В рамках программы реновации, в 2017 году на кладбище заменили дорожные покрытия, хотя электромобиль появился здесь годом раньше. Сотрудники оказывают населению платные услуги по уходу за захоронениями на договорной основе. Алабушевское кладбище считается одним из самых ухоженных в столице. Кроме того, администрация получила документ, удостоверяющий доступность некрополя для лиц с ограниченными возможностями.

Митинское кладбище

Митинское кладбище, открытое в 1978 году, также долгое время было доступным для обычных жителей Москвы. На его территории проводилось озеленение. В рамках программы реновации, заменены дорожные покрытия, проложены пешеходные дорожки, отреставрированы многие памятники, представляющие культурную ценность.

Это кладбище было одним из первых в Москве, где появились электромобили. Сейчас они работают по принципу маршруток: один раз в час отправляются от центрального входа и следуют по маршруту к самой дальней точке.

Троекуровское кладбище

Название этого некрополя часто мелькает в новостях в связи с похоронами какого-либо известного человека. Здесь есть своя «аллея звезд», поэтому сложно представить Троекуровское кладбище заброшенным и неухоженным. Всем перечисленным в начале статьи условиям оно удовлетворяет.  Здесь есть морг, два траурных зала — большой и малый, магазины, где продаются ритуальные товары и не только.

Также на территории некрополя работает собственная сеть Wi-Fi. А благодаря современной системе навигации, посетителям легко ориентироваться. По Троекуровскому кладбищу водят экскурсии.

Новодевичье кладбище

Мы говорим о Новодевичьем кладбище в последнюю очередь, поскольку это элитный некрополь, куда простые граждане если и ходят, то исключительно на экскурсии. Кладбище включено в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, и оно было благоустроенным даже во времена советской власти. Хотя тогда этими вопросами практически не занимались. И сейчас, разумеется, этот некрополь — один из самых удобных и современных в городе.

На территории сложно заблудиться, так как везде расставлены указатели, которые подсвечиваются в темное время суток. Нет проблем с санузлами, их довольно много. Причем санузлы отапливаемые, так что ими удобно пользоваться даже зимой. На кладбище действует сеть Wi-Fi. И, конечно, есть транспорт. Сейчас модернизация продолжается, администрация старается сделать некрополь более доступным для инвалидов.

А как же остальные?

Возникает закономерный вопрос: а остальные кладбища, которые находятся за МКАД, входят ли они в программу благоустройства? Ведь открытых кладбищ в пределах «кольца» не осталось.

Да, разумеется, однажды очередь дойдет и до других кладбищ. Сейчас уже сделаны первые шаги в эту сторону. На многих из них есть пункты проката и туалеты. Но, конечно, такая роскошь, как электромобили — это действительно роскошь. Нет навигации, на некоторых  — нет даже дорожек. Искать могилы родственников приходится по особым приметам. Отсутствует свет в темное время суток, а зимой, например, темнеет рано. И одна из главных проблем — негде купить воду.

Все эти вопросы будут решаться постепенно. Хотя некоторые проблемы решить нельзя никак. Скажем, организовать маршрутные электромобили можно далеко не везде, потому что из-за беспорядочно стоящих оградок на старых погостах невозможно проложить дороги. На новых кладбище уже вводят правила по оформлению захоронений, чтобы таких проблем не возникло в будущем. Но демонтировать оградки на территории старых некрополей не представляется возможным.

Также не всегда хватает ресурсов, чтобы вырубать лишние деревья или сажать новые. У некоторых Подмосковных кладбищ, которые находятся у шоссе, далеко от домов, отсутствуют «зеленые зоны», и могилы остаются на виду. Но не всегда есть возможность организовать такое природное ограждение.

В общем, пока решаются вопросы с кладбищами, которые находятся в самой Москве. Но однажды реновация дойдет и до других. И, возможно, тогда они станут немного удобнее.

< Пред.   След. >