Что такое заупокойный канон?

Каноны обычно прославляют святых. Но существует особый род канонов, которые читают за усопших. Как их читать? Почему именно в таком порядке? И можно ли молиться дома?

Заупокойные каноны собраны в книге под названием «Октоих». Автором ее является Феофан Исповедник. Молитвенные тексты строго упорядочены. Впервые преподобный Феофан пропел их над телом умершего в темнице брата. Уже позже, когда прекратились гонения на православие, праведника выпустили из тюрьмы и рукоположили в епископы. Вот тогда, в середине 800-х годов I века он и написал «Октоих».

Авторство сомнения не вызывает, потому что в одном акростихе зашифровано имя Феофана.

Но не все понимают, почему нужно читать каноны именно в таком порядке. Ведь к Богу можно обращаться любыми словами, особенно, когда случилось горе. Однако на то есть свои причины.

Почему нельзя читать «Октоих» в произвольном порядке?

«Октоих» — это книга из восьми гласов. Их последовательно читают в течение восьми дней после смерти человека. И это вовсе не отдельные тексты, как может показаться. Композиционно они составляют единое целое.

В текстах канонов, как и в Псалтири, упоминаются события христианской истории, которая, разумеется, имеет строгую хронологию. Это очень живые, глубокие молитвы, наполненные яркими образами. Они приносят утешение скорбящим и помогают сосредоточиться на главном — молитвенной помощи душе близкого человека. Вот почему важно читать каноны в определенном порядке.

Вторую причину озвучил Свт. Афанасий (Сахаров) в одном из своих трудов, который посвятил заупокойным канонам. Он писал, что человек должен во всем подчиняться Церкви, в том числе и в молитве. Если устанавливать свой порядок, это не навредит душе умершего, но повредит молящемуся. Считая себя умнее отцов христианства, человек впадает в грех гордыни. И пользы от таких молитв никому не будет.

Содержание заупокойных канонов

Каждый канон состоит из чередующихся последовательно кондаков и икосов, а также тропарей и седален. Их читает чтец, либо поет церковный хор, это зависит от конкретного чина поминовения.

Содержание заупокойных канонов можно кратко описать так:

  • в первом тропаре молящиеся обращаются к великомученикам, чтобы те ходатайствовали за души умерших;
  • в следующих двух — к Господу, прося смилостивиться и отпустить усопшему его грехи;

    Здесь воспевается история Христа, его жизни, Распятия на Кресте, сошествия во Ад и победы над смертью.

  • в последних тропарях верующие просят Богородицу помолиться за грешную душу.
  • седальня по 3-й песне и кондак по 6-й — снова обращение к Господу с тем, чтобы Он впустил новопреставленного в Царствие Небесное;
  • в икосе воспевается истинно христианское отношение к смерти — принятие своей участи со смирением.

Помимо канонов из «Октоиха», которые читают, в основном, в церкви. Есть также «Канон за единоумершего», его можно читать и дома.

Правила чтения канонов

Помимо определенного порядка чтения текстов, есть также правила, которые касаются места и времени совершения чина поминовения:

  1. Поминая одного человека, всегда читают «Канон за единоумершего», тексты из «Октоиха» предназначены для церковных панихид по многим усопшим.

    Но христиане могут читать «Октоих» дома за всех усопших родственников в пятницу.

  2. Тексты канонов за умерших мужчин и женщин отличаются по содержанию.
  3. Заупокойные каноны не читают в Двунадесятые праздники, во время Страстной Недели и Светлой Седмицы.

Это правило не распространяется на «Канон за единоумершего», его можно читать в любой день. Так что если дни поминовения вашего родственника выпали на один из указанных периодов, вы можете спокойно читать домашнюю молитву.

  1. Каноны не читаются на кладбище! Для кладбищенских богослужений существуют заупокойные литии.

< Пред.   След. >