Музеи смерти в России и мире

15.05.2021

Музеи погребальной культуры есть во многих странах мира, в том числе и в России. Зачем они нужны, и что там можно увидеть?

Экспозиции музеев погребальной культуры рассказывают о том, как проходили похороны в том или ином регионе: непосредственно о ритуальных практиках, о сопутствующих атрибутах, которые эволюционировали от эпохи к эпохе, о редких обычаях, которых уже не существует. В общем, там интересно.

В этой статье мы расскажем о двух европейских музеях, американском и, конечно же, о российском.

Австрия, Вена

Погребальный музей Вены был основан в 1987 году, здание располагается неподалеку от Бельведера. В экспозиции представлено более 1000 экспонатов (сколько находится в запасниках — неизвестно). Посетив этот музей, можно составить представление о погребальной культуре страны, начиная с австро-венгерских времен и до наших дней.

В нескольких залах представлена одежда участников похоронной процессии (носильщиков гроба, возницы катафалка и т.д.), полноразмерные гужевые катафалки, фонари и факелы, урны, различные аксессуары, а также гробы. Что касается последних, здесь встречаются особенно любопытные экспонаты. Например, сидячие гробы. Их делали такими для того, чтобы умерший мог переродиться, иными словами, реинкарнировать и жить снова. Но для этого, как считалось, телу нужно придать позу, схожу с позой эмбриона. И вот таким оригинальным способом люди пытались обеспечить себе возможность вернуться в мир живых.

Представляет интерес также модель многоразового гроба. Звучит странно, но в 1784 году была предпринята попытка создать гроб, который можно использовать бесконечно долго, чтобы не тратить на производство драгоценную древесину. Воплощение идеи было простым и изящным — откидное дно. Во время прощальной церемонии покойник лежал в гробу, как и полагается. Но на кладбище гроб помещали над могилой, дно откидывалось, тело падало в землю, после чего его засыпали землей. А деревянный ящик можно было использовать снова. Впрочем, австрийцы сочли это варварством и очень протестовали. Так что уже через полгода одноразовые гробы вышли из употребления, теперь их можно увидеть только в музее.

И конечно, здесь есть экспозиция, посвященная системам спасения для заживо погребенных. В начале XX века эта проблема в Европе была очень актуальна.

США, Хьюстон

Хьюстон — крупнейший город в штате Техас. И здесь же находится самый большой в США Национальный музей погребальной истории. Его открыли в 1992 году. На площади почти 35 квадратных метров работают 15 постоянных выставочных экспозиций.

Здесь есть Президентская экспозиция, посвященная похоронам многочисленных американских президентов. Ее жемчужиной является посмертная маска 16-го президента США, Авраама Линкольна. Есть Ватиканская экспозиция, повествующая о погребении самых известных понтификов. Она была создана с разрешения Папы Римского.

Есть также экспозиция, посвященная бальзамированию, Дню Мертвых в Мексике и уникальная коллекция викторианских украшений из волос умерших, выставка ритуальных карет и других интересных ритуальных атрибутов.

Но особую ценность представляет Кремационная экспозиция. Дело в том, что кремация в США долгое время вызывала у людей отторжение. Это противоречиво религиозным и культурным традициям. Согласно опросу, проведенному в 1960 году, только 3,6% американцев выбирали этот способ погребения. Удивительно, а ведь США считают одной из самых прогрессивных стран мира! В 2016 году уже 50% населения поддерживали кремацию. Сейчас эта цифра больше. Немалую роль в популяризации кремации сыграл музей, который был создан именно в просветительских целях. Здесь рассказывают и о самом процессе, и о том, как можно распорядиться прахом в современном мире.

В вестибюле музея продаются сувениры, на которых написано: «Наслаждайтесь каждым днем, проведенным на земле, а не под ней». Жизнеутверждающий девиз.

Голландия, Амстердам

Единственный в стране Голландский музей погребальной культуры появился в Амстердаме в 2007 году. Совсем недавно. И по площади он совсем небольшой. Но интересен он тем, что каждый зал — это отдельный музей, рассказывающий свою собственную историю.

Так, в первом зале представлена экспозиция, которая позволяет узнать о культе почитания мертвых в стране и мире. Здесь можно узнать об обрядах, существовавших в незапамятные времена, и праздниках, сохранившихся в современности. Небольшая экспозиция из семи гробов во втором зале иллюстрирует различные представления о посмертии у представителей разных конфессий: католиков, лютеран, мусульман, иудеев, конфуцианцев, креольских христиан и суринамских индуистов. В двух последних залах работают экспозиции, рассказывающие о погребальных обрядах народов мира.

Но главной гордостью своего музея голландцы считают сохранившуюся до наших дней модель первого крематория. Здесь, как и в США, изначально были проблемы с кремацией. Сначала Церковь ее вообще запретила. Потом, когда запрет сняли, население долго относилось к этому способу погребения с подозрением. И только сейчас, в наши дни, большая часть людей предпочитает кремацию традиционному погребению.

Россия, Новосибирск

Музей мировой погребальной культуры открылся в пригороде Новосибирска в 2012 году, одновременно с первым в стране частным крематорием. В этом музее выставлено более 30 тысяч экспонатов. Есть картины и гравюры, а также открытки и другие произведения художественного искусства, посвященные теме смерти и похорон. Также работают экспозиции, в которых можно увидеть ритуальные атрибуты XVI-XIX вв.: катафалки, посмертные маски, траурные костюмы и т.д. В экспозициях есть подлинники, есть реконструированные предметы, все они по-своему интересны.

Зал №1 Траурная мода

Первый зал стилизован под приемную ритуального бюро и ателье по пошиву траурных платьев. Здесь выставлены погребальные урны, можно увидеть также post mortem фото и даже настоящую похоронную процессию. Но большая часть экспозиции посвящена викторианской траурной моде.

В викторианской Англии правила ношения траура были весьма строги. Особенно, для женщин. В течение двух лет после похорон они не имели права носить ничего, кроме черных платьев особого фасона. К ним полагались соответствующие украшения и аксессуары. На второй год уже можно было добавить украшения, сумочки, кошельки другого цвета. Через два года женщина снимала траур. Эти платья хранили отдельно от прочих, в специальных сундуках, до следующей смерти в семье.

В коллекции музея представлено более 200 платьев, аксессуаров и ювелирных украшений, в том числе из волос умерших. В викторианскую эпоху хранить волосы покойных не считалось чем-то странным.

Зал №2 Выставка скелетов

Во втором зале выставлены скелеты, облаченные в одежду разных народов мира. Особый интерес представляет военная форма разных эпох. Также здесь представлены различные религиозные ритуальные атрибуты, а еще выставлена копия саркофага, в котором хранится тело вождя пролетариата в Мавзолее.

Также в этом зале воссоздана настоящая прозекторская с хирургическими инструментами, составами для бальзамирования. И в формалине плавают человеческие органы на разных стадиях биологической смерти.

Зал №3 Катафалки

Как понятно из названия, в этом зале находится экспозиция, в которой представлен ритуальный транспорт различных эпох. Есть старинные кареты, а есть и вполне современные Мерседесы.

А еще здесь можно увидеть необычные африканские гробы в виде башмаков, рыб, банок кока-колы и других удивительных форм.

Музей смерти в современном мире

Несмотря на то, что музеи погребальной культуры кажутся застывшими во времени (такая уж у них специфика), они активно участвуют в современной жизни. Так, российский музей предлагает посетителям развлекательные программы на каждый праздник, причем даже не специфический. Например, на 14 февраля влюбленным предлагали покататься на катафалке по территории крематория. Также музей приглашает гостей на традиционную Ночь Музеев, устраивая тематические экскурсии каждый год.

Желающих посетить необычную выставку всегда набирается много. Тема смерти пугает людей, но, в то же время, притягивает. А музеи смерти рассказывают о неизведанном просто и понятно, как о любом явлении. И это немного уменьшает уровень танатофобии, которая, к сожалению, является вечной спутницей любого общества, вне зависимости от уровня его цивилизованности.

< Пред.   След. >