Научный прогресс в ритуальной сфере: мнение церкви и объективная реальность

Ритуальная сфера меняется. Консерватизм уступает дорогу техническому прогрессу, и это вызывает недоумение у верующих. Церковные ритуалы адаптируются под новые технологии. Одни считают это допустимым, другие — нет.

За последние годы изменилось многое. Например, кремация была признана Церковью одним из возможных, хотя и нежелательных способов погребения. И отпевания в крематории проводить не воспрещается. До компостирования, которое набирает обороты в США, дело пока не дошло. Но, возможно, в будущем и перед этой процедурой людей станут отпевать.

Появились заочные отпевания и прощания-онлайн. Еще десять лет назад представить себе такое было невозможно. Но прогресс движется вперед, вытесняя традиции. Кто прав, и одержат ли технологии верх над религиозными канонами?

Спрос на кремацию неуклонно растет

В начале года стало известно, что за время пандемии спрос на кремацию увеличился на 15%. Для двух лет в православной стране это очень много.

Еще в середине 2020 года только 30% россиян выбирали нетрадиционный способ погребения. Сейчас — уже почти половина.

Также началось активное строительство крематориев в крупных российских городах: Самара, Томск, Ростов-на-Дону, Воронеж, Пермь. С принятием закона о привлечении частных инвесторов темпы только увеличились.

И самое главное — есть запрос у населения. Из-за риска заражения смертельно опасным вирусом люди предпочитают сжигать умерших, чтобы не контактировать с ними.

Все это вызывает опасения у РПЦ и верующих, которые не хотят отступать от принятых канонов. Церковь считает, что спрос на неподобающий способ погребения создается искусственно. Ведь кремация стоит в разы дешевле традиционных похорон. Не требуется покупать дорогой гроб и венки, платить за копку могилы. Да и ухаживать за могилой впоследствии не нужно. Большинство из тех, кто выбирает кремацию, помещают урну с прахом в колумбарий, который обслуживают сотрудники крематория или кладбища.

К тому же, государство также стимулирует именно такой выбор. В России не хватает земли под захоронения. В некоторых мегаполисах ее уже нет, в других хватит на 10 лет или даже меньше, если смертность не снизится. Разумеется, государству выгоднее сжигать покойников, чем отчуждать ценные земельные ресурсы.

И все-таки как быть с традициями? Ведь по христианским канонам усопшие считаются мертвыми только временно. Когда случится Второе Пришествие, они должны восстать в своей телесной оболочке для Страшного Суда. А что будет с теми, чей прах развеяли по ветру или оставили в колумбарии?

Церковь не дает однозначного ответа на этот вопрос. Но, очевидно, что кремация лишает христианина надежды на воскресение для новой жизни. Таким образом, уничтожая плоть, люди отнимают у своих родственников возможность лицезреть Спасителя. А поскольку это устоявшийся библейский канон, он не подлежит пересмотрению.

Почему отпевают вне храма?

В былые времена покойников отпевали исключительно в церкви, либо дома, если добраться до храма в срок не получалось. Сейчас эта традиция, хотя еще и сохранилась, но уходит в прошлое. Все чаще отпевания проводят в траурных залах при моргах или крематориях. Сотрудники заранее готовят помещение, ставят аналой с иконой, и верующих это часто шокирует.

Раньше считалось, что отпевание не на святой земле — бесполезный ритуал, который не поможет душе. Сегодня для людей важна сама панихида, а не место ее проведения. И хотя Церковь идет навстречу желанию большинства, это тоже не одобряется. Ведь зачастую отпевание проводят на месте из соображений экономии, чтобы не нанимать лишний раз катафалк и не заказывать дорогую услугу бальзамирования, которое является обязательным условием для отпевания в церкви.

«Люди экономят не на том, — говорят богословы. — Часто батюшка, прибыв на место, видит дорогой лакированный гроб и зал, украшенный живыми цветами. Вполне очевидно, что на это были потрачены немалые средства. А на катафалке сэкономили. Но это неправильная экономия. Заботиться ведь нужно о душе, а не о внешней атрибутике».

Впрочем, экономия не всегда обусловлена жадностью. Статистика показывает, что во время пандемии россияне стали тратить на похороны на 30% меньше денег, чем раньше. И дело не в желании сэкономить, а в отсутствии средств. Многие во время кризиса потеряли работу, малый бизнес разоряется, цены растут, а покупательная способность падает.

Даже когда в дом приходит горе, людям негде взять денег, чтобы оплатить все расходы. И если есть возможность отпеть при морге — этим, конечно, же пользуются. Не говоря уже о том, что многие не хотят платить за бальзамирование, так как нечистые на руку медработники завышают цену в несколько раз.

Заочное отпевание и прощание онлайн

Еще два спорных момента, касающихся отпевания, новые тенденции — отпевать заочно и проводить панихиду онлайн, когда участники похорон наблюдают за процессом через экран.

Заочное отпевание проводится не только после крупных катастроф, где невозможно идентифицировать или обнаружить все останки. Часто человек похоронен в земле, в отдельном гробу. Но панихиду служат уже после погребения.

Здесь, как и с кремацией — не одобряется, но допускается. Единственный момент, который смущает духовенство: не всегда заказ на заочную панихиду обусловлен реальной потребностью. Конечно, иногда по-другому никак. Например, в отдаленные регионы, куда добраться можно только на вертолете или на лодке, батюшка не всегда успеет. Но все чаще так делается с целью экономии. Заочная панихида стоит дешевле, не нужно платить за выезд священника.

Церковь неодобрительно относится к этой тенденции. Не только потому, что отпевание стоит не так дорого, чтобы на нем экономить, но еще и из опасения отпеть живого. Есть люди, которые пытаются использовать церковные ритуалы во вред своим врагам. И хотя священники утверждают, что это совершенно бесполезная идея, сама по себе ситуация неприятная.

Что касается прощания-онлайн, это новшество больше беспокоит мирян, нежели Церковь. Многие воспринимают такую церемонию, как нечто искусственное или даже оскорбительное. Ведь похороны, по их мнению, превращаются из интимного ритуала в шоу, которое может посмотреть любой. И, конечно, они не видят в этом никакой духовной составляющей.

Кто прав?

Однозначного ответа на вопрос: что важнее — церковные каноны или экономия и комфорт, никто дать не может.

В общем и целом Церковь не выступает против новых технологий. Храмы и монастыри активно используют интернет для общения с прихожанами. Сейчас можно заказать онлайн любой молебен, зайти в виртуальную часовню, поставить свечку и даже исповедаться через Skype. Конечно, есть еще люди, которые считают все это мракобесием, но с каждым годом их становится меньше.

РПЦ не одобряет не развитие технологий, а искажение церковных традиций. Многие опасаются, и не безосновательно, что в скором времени традиционное погребение окажется под запретом. Это вполне возможно, потому что совсем скоро земля закончится. Что в таком случае предпримет духовенство, пока не известно.

Традицию отпевания, однозначно, удастся сохранить только в том случае, если Церковь и дальше будет идти на уступки прихожанам. Тем более, в период пандемии храмы перегружены настолько, что не в состоянии принять все заявки. Некоторым особенно консервативным верующим приходится ждать неделю и даже больше, чтобы отпеть родственника, как положено.

В этом случае, заочное отпевание и отпевание вне стен церкви — оптимальный вариант, с которым приходится мириться. Сохранится ли тенденция после окончания пандемии, покажет время.

< Пред.   След. >