Саван в мировой погребальной культуре

Саваном называют как облачение покойного, так и покрывало или просто отрез ткани. Этот ритуальный атрибут используется в погребальных практиках практически всех мировых конфессий.

Слово «саван» этимологически связано с названием города Сабан. Он располагался в окрестностях Багдада еще в те времена, когда столица современного Ирака была центром Аббасидского халифата. Город славился ткацким искусством, в особенности — кипенно-белой миткалью, которую умели делать только здесь. Именно она послужила материалом для первого в мире савана.

Белый цвет символизировал чистоту души умершего, его невинность перед Господом и набожность. И очень быстро традиция заворачивать тела в саван распространилась по всей земле.

Не только миткаль: из чего шили саваны в разных странах мира?

Белоснежную арабскую миткаль можно было достать только на Востоке. Поэтому материалы, из которых шили саваны, разнились, в зависимости от региона.

Так, в Европе ткани были, преимущественно, льняными или конопляными, в Азии — хлопковыми и шелковыми. На зеленых холмах Туманного Альбиона во множестве паслись овцы, и саваны делали из шерсти.

Уникальная традиция существовала в Дании и Австрии. Только в этих странах умели делать ткани из крапивы. Они были очень дорогими, поскольку такое производство было сложным и трудоемким. Об этом писал Г.Х. Андерсен в сказке «Дикие лебеди». Его героиня, Элиза, должна сплести рубашки из крапивы для своих братьев, чтобы развеять колдовство, и это стоит девушке огромных усилий.

В XVIII веке в Европе также начали выращивать хлопок и экспортировать его в Великобританию. Саваны из хлопка были дешевле, но их появление на рынке угрожало традиционному промыслу. Под давлением фермеров британский парламент принял билль о том, что при изготовление саванов производители обязательно должны использовать шерсть.

На Руси же ткани делали из льна. Однако повсеместно традиция заворачивать покойников в саван распространилась вместе с христианством. Славяне почти не использовали ткани в погребальных практиках. В отрез материи заворачивали только бедняков, которых хоронили в земле, а не в домовине.

Саван в мировой религиозной культуре

Христианство

Хотя изначально савану в христианстве отводилась очень большая роль, сейчас этот ритуальный атрибут считается обязательным исключительно в православии. Обычно это покрывало до 2 м в длину и 60-90 см в ширину. Оно может быть как белым, так и цветным, но почти всегда — с религиозной символикой. В прошлые века христианские символы и молитвы вышивали на ткани, сейчас ручная вышивка — редкость, в основном используются машинная или принты.

На время отпевания покойного закрывают до пояса. После прощания тело накрывают с головой.

Особую роль играет саван в старообрядчестве. Оно стоит особняком от православия, в нем живы те традиции, от которых современный мир уже давно отказался. О том, как готовятся к похоронам старообрядцы, мы писали ранее.

Мусульманство

В мусульманстве до недавнего времени саван был единственным облачением покойного. Тело заворачивали в два или даже три отреза материи с головой и так хоронили в землю.

В России похороны без гроба запрещены, поэтому мусульман хоронят в особых ящиках.

Если семья была бедной, и денег на ткань (а ткани в прошлом ценились очень дорого) не хватало, дозволялось завернуть покойного в один отрез ткани. Обязательно следовало закрыть голову, ноги могли быть видны.

В наше время все чаще используют национальную чистую одежду, вместо савана. А тех, кто погиб, совершая джихад, и вовсе не переодевают.

Иудаизм

В большинстве стран погребальная атрибутика свидетельствует о статусе покойного. Например, в России покрывало может быть выполнено из синтетического шелка, а может — из натурального. Но в Израиле такие различия не допускаются. Всех покойных, вне зависимости от статуса, следует хоронить одинаково. Саван здесь служит в качестве облачения. Это отрез ткани длиной до 12 м, тело в него заворачивают с головой. Прощание у иудеев проходит при закрытой крышке гроба.

Индуизм

В Индии используют два типа саванов:

  • нательный, из шелка телесного цвета;
  • праздничный, из шерсти яркой расцветки, чем-то напоминающей ковер.

Индия — бедная страна, так что ткани здесь по-прежнему стоят очень дорого. Поэтому праздничное покрывало может передаваться в семье из поколения в поколение. После того, как тело, уложенное на носилки, дважды опускают в реку Ганг, праздничный саван снимают, стирают, сушат и убирают до следующих похорон. Останки кремируют в нательном покрывале.

< Пред.   След. >