Смерть у древних славян

Что такое славянская тризна? Как относились к смерти на Руси до прихода христианства?

Тризна

Тризна — слово, которое давно вышло из обихода, мало кто понимает его значение, да и не каждому приходилось его слышать. А ведь тризна была одним из главных поминальных обрядов наших предков до прихода на Русь христианства. В ней отражались основные принципы веры наших прародителей, глубинное понимание смерти, она является истоком многих похоронных традиций современности.

Тризна — это праздник рождения человека в новом состоянии. Тризна в узком смысле понимается как поминки, поминальная трапеза. Но помимо застолья она включает множество обрядов, в том числе причеты и оплакивания.

Стоит отметить, что у славян некоторые обрядовые элементы тризны присутствовали не только в погребальном обычае, но и в других переходных этапах на жизненном пути человека. Так, например, во время свадеб были приняты песни, плачи и причеты, когда девушка «умирала» для одного рода и «рождалась» женщиной для другого.

Также одним из элементов тризны является борьба. Театрализованные бои обязательно устраивали в память о почивших воинах, разыгрывая сцены битв, которые прошел усопший.

Тризна включала в себя пляски и песни. Таким образом покойному помогали перейти в иную сущность, быстрее расстаться с материальной оболочкой, отпустить его в новый мир.

Тризна по покойному совершалась после похорон, на третий, девятый, сороковой день после смерти, а также в первые три годовщины. Такие тризны назывались малыми, совершались они по одному почившему.

Кроме того, по славянской традиции ежегодно 1 марта проводилась большая тризна, когда праздновали Навий день или день Марены, было принято поминать всех почивших предков.

Тризну совершали по всем усопшим, о ней есть упоминание в таких знаковых литературных произведениях как «Песнь о Вещем Олеге», «Повесть временных лет».

«Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им...

...Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника – тот и похоронил блаженную Ольгу».

Повесть временных лет.

Стоит отметить, что в официальном летописном своде древней Руси тризна, являясь древним обычаем прощания славян, преподносится в негативной тональности, в противовес новым христианским нормам.

Во что верили славяне до прихода христианства

Точка зрения Русской православной церкви о том, какую жизнь вели славяне до Крещения Руси, была отражена в интервью патриарха Кирилла телеканалу «Россия» в 2010 году:

«А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины, начали говорить с варварами на их языке».

Тем не менее многие историки едины во мнении, что христианские заветы удалось адаптировать достаточно быстро именно потому, что принципы духовности и миролюбия проповедовали на Руси испокон веков. Принято говорить, что славяне были язычниками, хотя язычество — это не совсем вера, это собирательное название, отражающее суть политеистических религий. Но наши предки были представителями славянского Ведизма — древней веры, которая в 5 раз древнее буддизма — «старшей» из сегодняшних мировых религий, возраст которой составляет около 4 тысяч лет.

Принципы ведической веры

Так же, как и в христианстве, в ведической вере есть единый Творец — Сварог, от него произошло все живое, в том числе и люди. Славяне верили, что все в этом мире едино, небесный и земной миры тесно связаны и состоят из одних элементов. Все подчинено единому закону бытия — Прави: земное, видимое человеку — Явь и духовное — Навь.

Еще до прихода христианства славяне верили в триединство, Триглавие Отца, Сына и Духа, но Троица проявлялась в разных лицах в зависимости от эпохи. Движущей силой всего живого была вселенская любовь. Великая Матерь рождала сына, это было материальным проявлением Бога.

Главной эмблемой славянской веры был Коловрат, изображающий 8 лучей, движущихся против часовой стрелки. Этот знак имел глубокий смысл, отражал цикличность всего сущего, вечное движение и перерождение. Коловрат — знак солнца, дающего энергию всему живому, вечно борющегося с тьмой.

Смерть у древних славян

Наши предки верили в цикличность жизни и смерти, у них было четкое представление о том, что после кончины человек переходит в иное состояние бытия, но никак не «заканчивается». Держаться за Явь — материальный мир, было не принято. В различных источниках встречаются упоминания о том, как люди на Руси ложились умирать, предчувствуя свой последний час, скорый переход в новое состояние, и смерть эта была легкой. Психологически смерть воспринималась совершенно иначе. Считалось, что тяжело умирает тот, кому совесть (грехи) не дает перейти в новое состояние, в мир Нави. Рубеж, который пересекала душа, чтобы попасть в новый мир — река Смородина. Душа проходила через нее по Калинову мосту, помогала ей в этом Марена, которая была правительницей Нави.

Замкнутость жизненного круга подтверждали, хороня человека в позе эмбриона. Такая традиция была распространена у некоторых славянских народов долгое время, практически до прихода христианства.

Считалось, что спустя время душа усопшего перерождается. Было сильно проявлено семейное миропонимание, все славяне верили, что умершие перерождаются в потомках именно своего рода.

«...Не сомневайся же во смерти,
Не сомневайся в своей смерти.
Помни, что по времени уйдешь,
Помни, что по времени пойдешь.

Не сомневайся же во жизни,
Не сомневайся в Вечной Живе.
Помни, что через Сына ты живой,
Помни, что через Дочу ты живой,
Помни, что через Внучей ты живой...»

Также верили, что души умерших защищают своих потомков. Кладбища устраивали на подходе к деревне, таким образом, мертвые предки могли оберегать и защищать живых.

Важным посмертным элементом было завещание. Считалось правильным еще при жизни распределить имущество среди родных, чтобы после смерти не внести разлад в отношениях в роду. Если умерший оставил завет, распорядился, кому что достанется, родные должны были принять его волю.

Стоит отметить, что славяне населяли достаточно обширные земли и обряды могли варьироваться в зависимости от региона и местности. Тем не менее существовали общие принципы. Практиковалось как трупоположение (захоронение тела в землю), так и сожжение, считавшееся самым легким способом освобождения от физической оболочки.

Физическое тело представлялось сосудом. Для того чтобы облегчить отделение духовного тела от физического, было принято отдавать усопшему дополнительную энергию. В первую очередь, это была энергия огня. В голове и ногах покойного сразу после смерти зажигали 2 свечи, тепло и свет которых помогали душе отделиться от материальной оболочки.

Помешать переходу души в новое состояние могла привязанность близких, поэтому по усопшим старались не скорбеть. Три дня после смерти покойного оплакивали, на третий день совершали похоронный обряд, после чего не скорбели, чтобы не привязывать душу. Также отделение души от тела «подпитывали» едой, принося к месту захоронения различные яства.

< Пред.   След. >