Похороны телерекламы

28.04.2010

С начала этого года большинство федеральных каналов отказалось от размещения рекламы похоронных услуг. Представители ритуального бизнеса намерены завтра поднять этот вопрос на совещании в ФАС.

Пока ни телеканалы, ни селлеры не поясняют, почему ограничивают участникам похоронного рынка доступ к телеаудитории. Между тем, юристы отмечают, что сложившаяся ситуация может заинтересовать антимонопольщиков.

С начала этого года большинство федеральных каналов отказалось размещать у себя рекламные ролики, в которых речь идет о ритуальных услугах. Как рассказал Накануне.RU вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев (СПОК) по УрФО, генеральный директор салона обрядовых услуг "Ритуал" Евгений Скорынин-Шадурский, сейчас рекламировать свои услуги ритуальные организации могут только на НТВ - с 23:00, ТВЦ и ОТВ – без ограничений.

"Все остальные – Рен-ТВ, ТНТ, СТС, 41-домашний, ДТВ, Первый, Второй канал – нас просто не пустили. Раньше у нас и на СТС была реклама и на Рен-ТВ мы брали пакетные предложения", - уточнил он.

При этом, по данным Евгения Скорынина-Шадурского, 96% клиентов "Ритуала" узнавали о компании из телерекламы.

"У нас ритуальные услуги – становятся каким-то табу. Развития культуры памяти вообще не существует. Убираем рекламу с телевидения, потом уберем рекламы из газет и т.д. и вся похоронка будет в подполье. Получится, что гражданин будет абсолютно не сведущ в этом вопросе. Я считаю, что население необходимо информировать, что есть рынок, что на нем работают компании, что они проходят сертификацию, участвуют в выставках, обучают своих сотрудников, развиваются...", - говорит вице-президент СПОК.

Он обратил внимание на то, что в телерекламе "Ритуала" не было ничего шокирующего, аморального, оскорбительного и т.п. – на экране показываются цветы, название организации и ее номер телефона. А ролик салона ритуальных услуг "Карит-Сервис", по его информации, вообще принимал участие в Каннском фестивале рекламы: скрипач укладывал скрипку в футляр, что сопровождалось надписью "Салон ритуальных услуг "Карит-Сервис" фразой "Бережно".

Евгений Скорынин-Шадурский рассказал, что в настоящее время организации, оказывающие ритуальные услуги, пытаются заявить о себе аудитории, используя другие способы рекламирования.

"У нас и печатные издания и щиты мы пробовали, сейчас у нас идет реклама в общественном транспорте. Просто телевидение – это максимальный охват территории", - отмечает он.

Развернутых пояснений относительно того, почему похоронным организациям ограничили доступ к телеаудитории, ни сами телеканалы, ни компании, которые продают рекламу на них (селлеры), не дают.

"99% рекламы ритуальных услуг идет в формате "бегущей строки", а такой формат размещения федеральные каналы не практикуют уже очень давно", - таким ответом Накануне.RU ограничились в пресс-службе "Видео Интернешнл" (продает около 70% телерекламы в РФ).

В пресс-службе же СТС Медиа (владеет и управляет телевизионными каналами СТС, "Домашний" и ДТВ) Накануне.RU сообщили, что подобные ролики периодически размещаются эфире телеканалов, которыми управляет компания, в регионах.

"Преценденты по подобным роликам были связанны с праздничными днями - Рождество, 8 Марта и т.д., - но речь идет именно о переносе с определенного дня, а не об отказе", - говорят в пресс-службе.

Между тем, Евгений Скорынин-Шадурский вчера на заседании в ФАС России, где обсуждались проблемы, связанные с конкуренцией на рынке ритуальных услуг, он уже обозначил сложившуюся ситуацию. Пока о конкретных действиях ФАС в данном направлении неизвестно.

Юристы отмечают, что она, скорее всего, должна заинтересовать антимонопольщиков.

"Федеральный закон "О рекламе" не содержит каких-то специальных требований к рекламе ритуальных услуг, то есть, к такой рекламе применимы общие правила закона, реклама ритуальных услуг, как и любая другая, должна быть добросовестной и достоверной. Поэтому, если реклама, которую хотят разместить ритуальные организации, соответствует закону, отказ селлеров и (или) телеканалов размещать рекламу ритуальных услуг ограничивает конкуренцию, препятствует осуществлять предпринимательскую деятельность по оказанию ритуальных услуг. С учетом того, что продавцы рекламы на федеральных каналах имеют на рынке фактически доминирующее положение, здесь безусловно есть предмет для рассмотрения ФАС", - сообщил Накануне.RU начальник отдела правовых споров агентства юридической безопасности "ИНТЕЛЛЕКТ-С" Роман Речкин.

Правда, юрист адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Валерия Барсукова указывает на то, что в рекламной практике довольно часто встречаются отказы рекламораспространителей от приема к размещению рекламных материалов в случае несоответствия их тематическим и этическим принципам рекламораспространителя.

"Это касается, в том числе, и рекламы ритуальных услуг. Формально рекламораспространитель вправе отказать рекламодателю в размещении рекламы, противоречащей внутренним требованиям рекламораспространителя (СМИ и пр.)", - уточнила она Накануне.RU.

Однако, если только такой рекламораспространитель занимает доминирующее положение на соответствующем рынке, его можно привлечь к ответственности, например, по п.5 ч.1 ст.10 закона "О защите конкуренции" за "экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными заказчиками в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара" (в данном случае - рекламной услуги).

Доли организаций, продающих рекламу на федеральных каналах на рынке телерекламы в России. (Данные Ассоциации коммуникационных агентств России).

 


О том, что основания для обращения к антимонопольщиков у ритуальных организаций в данной ситуации есть, Накануне.RU сообщили и в Свердловском УФАС.

Между тем, представители общественности считают не очень уместной рекламу ритуальных услуг на телевидении.

"Необходимость прибегать к помощи организаций, оказывающих ритуальные услуги, - это скорбная суровая необходимость, часть жизни, но рекламировать это – то же самое, что рекламировать смерть. Мне представляется, что это оксюморон, начиная с семантики и заканчивая нравственным смыслом", - поделился с Накануне.RU своими мыслями по поводу телерекламы ритуальных услуг член общественной палаты РФ, председатель ОГТРК "Ямал-Регион" Леонид Гусельников.

По его словам, информировать людей о тех организациях, которые действуют на рынке ритуальных услуг нужно, однако информирование это должно быть нишевым.

"Например, когда человек, встретившийся с бедой, обращается в соответствующие инстанции за свидетельством о смерти и т.п. Телевидение – это очень крупнокалиберное орудие, оно может понадобиться для "обработки" площадей и по другим поводам. А здесь нужна специализированная информация – для целевой аудитории, что называется", - предположил он.

Правда, стоит отметить, что адресная реклама ритуальных услуг бывает весьма специфичной и даже скандальной. Например, одна из екатеринбургских организаций, специализирующихся на похоронном деле стала организовывать для пожилых людей бесплатные чаепития, во время которых представители "целевой аудитории" могут не только пообщаться между собой, но и поинтересоваться ритуальными услугами, которые оказывает фирма. Кроме того, на территории России не раз имели место факты рассылки открыток ветеранам Великой отечественной войны, где наряду с поздравлением с очередной годовщиной Победы размещалась реклама похоронной фирмы.

Накануне.RU

< Пред.   След. >