Сколько стоит любовь к отеческим гробам

15.12.2008
«Состояние и проблемы петербургских некрополей» – так называлась пресс-конференция, прошедшая 12 декабря в Перебурге. Для начала председатель комитета Вера Дементьева провела небольшой исторический экскурс. Оказывается, данной проблеме столько же лет, сколько самому городу.

До 1710 года кладбищ в Петербурге вообще не было – хоронили в церковных оградах и частных владениях. Но уже спустя несколько десятилетий после того, как кладбища появились, их стали закрывать. Город строился, нужны были площади. А что делать с сотнями могил, большинство из которых безымянны? Родственники усопших поплакали и ушли. А то и плакать было некому. Холмики срывали, кресты сжигали, на этом месте строили дома.

 

ХIХ век ничем не лучше – за это время в Петербурге снесли 14 исторических кладбищ. Про век ХХ нечего и говорить – войны, революции. Количество могил возросло в десятки раз. К большинству из них, увы, приходить было уже некому. И снова та же проблема: город растет... В 1960-х вышло постановление Ленгорисполкома об уничтожении кладбищ, не имеющих исторической ценности. Разумеется, ценность определялась исходя из реалий того времени. «Под раздачу», к примеру, попало историческое кладбище Троице-Сергиева монастыря. Освободили от «ненужных» могил Никольское кладбище и Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры. Конец ХХ и начало ХХI веков к тому же охарактеризовались массовым вандализмом. С могил, к примеру, исчезли ВСЕ ограды из цветного металла. «Сборщики металлолома» изуродовали сотни надмогильных сооружений. А еще больше пришли в ветхость сами по себе. Кто этим всем должен заниматься?

По закону, состояние могилы – ответственность родственников усопшего. А если они ухаживать за ней не хотят или не могут? Иных уж нет, а те далече... Между тем среди имеющихся могил немало тех, где покоится прах людей, прославивших этот город и страну. Писатели, ученые, архитекторы, люди искусства. Память о них погибнуть не должна. КГИОП обратился к соответствующим ведомствам: возьмите на себя уход за могилами «своих» людей. Откликнулся, к примеру, Университет путей сообщения – места упокоения инженеров и ученых-путейцев теперь под присмотром. А вот СПбГУ и Академия художеств отмахнулись. А сколько виднейших универсантов – ученых с мировыми именами покоятся на питерских кладбищах. А художников! Могилы их – заросшие травой, с разбитыми раковинами – вот они, любуйтесь. Да что там – на Литераторских мостках похоронены 40 виднейших русских журналистов. Наш цех, увы, к ним равнодушен...

 

По мере сил проблему решает государство. Как сообщила Дементьева, после тщательного исследования под охрану КГИОПа взято 1100 отдельных захоронений на разных кладбищах. Среди них 175 объектов воинской славы. Те из памятников, которые представляют художественную ценность, реставрируются, остальные ремонтируются. Но это деньги, выброшенные на ветер, если в дальнейшем не обеспечить уход и охрану. Стоят они в среднем по 3 тысячи рублей в год на один объект. На следующий год город выделил на это 3,5 миллиона рублей. Стоимость средней двухкомнатной квартиры. Больше, видимо, не может – деньги нужны живым. Могилы обычных, не знаменитых граждан под эту статью расходов не попадают. И если спустя положенный срок (20 лет) выяснится, что за ними никто не ухаживает, их могут просто снести.

 

– За границей люди за содержание могил платят, – заявил начальник отдела ритуальных услуг комитета по экономическому развитию, промышленной политики и торговли Владимир Родькин. – Не платишь – прах вынимают, сжигают и захоранивают на «поле памяти». Но если я здесь такое предложу, меня назавтра уволят!

 

Между тем платный уход за могилами возможен и у нас, об этом сообщила вице-президент Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона Вероника Лутковская. У кого, конечно, есть деньги и желание.

 

Впрочем, память нужна не мертвым. Память нужна живым. Как сегодня будем помнить мы, так когда-то будут помнить и нас.

С.-Петербургские ведомости

< Пред.   След. >