Фотография: увековеченная память

05.07.2020
обновлено 23.05.2023

Фотография стала неотъемлемым атрибутом общества XXI века. Современный житель большого города не представляет своей жизни без фотокамеры. Фото является обязательной составляющей не только жизни, но и смерти. С момента своего появления в 30-х годах XIX столетия портреты дали возможность увековечить память об усопших.

Посмертные фотографии

Фото рost-mortem — целый период на заре фотографии, обычай фотографирования недавно умерших людей. Иногда встречается название «викторианская фотография». Наибольшее распространение это направление получило в конце XIX века. До этого возможность запечатлеть облик близких людей имели только состоятельные граждане, они приглашали художников, которые писали портреты членов семьи. После изобретения дагеротипии (первой фотографии) более бедные слои населения могли делать снимки своих близких.

Первой фотографией рost-mortem считается «Автопортрет в виде утопленника», снятый Ипполитом Байаром в 1840 году. На снимке изображен сам Байар, живой, но в виде мертвеца. Данным кадром автор пытался доказать французским властям серьезность намерений покончить с собой, когда они отказались поддержать его исследования. Снимок был сделан тем методом фотографирования, который разработал Байар. Он не вошел в историю в качестве изобретателя фотографии, но стал первым, кто запечатлел смерть.

На современного человека эти снимки производят неоднозначное впечатление. На посмертных фотографиях мертвецы сняты так, будто они живые. Покойники сидят, иногда стоят, многие с открытыми глазами. На снимках рost-mortem часто можно увидеть целые семьи, и не всегда легко понять, где среди живых родственников мертвый.

В те времена была очень высока детская и младенческая смертность, фотография становилась для безутешных родителей единственным способом сохранить воспоминания о ребенке. До нашего времени дошло очень много снимков мертвых детей.

На заре посмертной фотографии покойника изображали крупным планом, иногда в гробу. Затем начали проявлять изобретательность, придавая мертвецу максимально живой вид, детей фотографировали в колясках, с игрушками или в детских кроватках, взрослых сажали или ставили. Для этого использовали специальные удерживающие устройства. На лица наносили грим, бывало, на закрытых веках рисовали глаза. Покойных снимали дома или в фотоателье.

На поздних посмертных фотографиях усопшие запечатлены в гробах, в естественных для них позах. В некоторых странах традиция фотографировать умерших сохранилась по сей день.

Как оформить портрет для по хорон

На похоронах и поминках принято ставить фотографию умершего. Для этого лучше всего подойдет портретный снимок, где покойный изображен один, крупным планом, на светлом или однотонном фоне. Родные обычно выбирают кадры, где усопший выглядит так, как они привыкли его видеть, в естественной для него позе и с характерным выражением лица. Хорошо бы вспомнить, нравился ли этот снимок самому покойному.

Не совсем уместно использовать фотографии с моря, вечеринок, бытовые кадры. Конечно, если у человека сохранилось мало фотографий, родственникам бывает не из чего выбирать, они используют то, что есть. Для того, чтобы убрать с заднего плана пальмы или парник, можно обратиться в фотоателье, чтобы фотограф отредактировал «задник».

По традиции портрет для похорон оформляется в рамку, чаще всего черную. В нижнем углу размещается черная лента, иногда справа, иногда слева. Лучше всего использовать портрет формата А4. Если производится захоронение гробом, можно сделать 2 копии, одну для могилы, вторую для поминок.

Портрет берут с собой в морг, он находится у родственников до момента погребения. Если производится кремация, портрет ставят только на поминках, если захоранивают гроб, то фото остается на могиле.

На поминках взрослого человека принято устанавливать портрет на видное место, ставить перед ним рюмку водки с куском черного хлеба сверху. Портрет с поминок родственники забирают с собой, он стоит дома на протяжении 40 дней, иногда в течение года.

Фото для памятника

После того, как земля на могиле достаточно осела, а происходит это не раньше, чем через год после погребения, можно устанавливать памятник. К выбору портрета для памятника стоит подходить очень ответственно, так как делается это «на века».

К сожалению, в нашей культуре пока не очень принято обсуждать с родными, кто какое фото хотел бы видеть на своем памятнике. Тем не менее, лучше подойти к вопросу трезво, отбросить предрассудки и подготовить подходящие варианты, может быть, даже сфотографироваться специально.

Для памятных портретов подходят как цветные, так и черно-белые фотографии.

Есть несколько технологий изготовления фотографий для памятников.

  1. Гравировка портрета — самый распространенный способ. Для того, чтобы выполнить гравировку, поверхность памятника шлифуется, после чего художник специальным инструментом рисует на камне портрет. Здесь многое зависит от мастерства художника, его видения. Для того, чтобы «помочь» гравировщику, нужно выбирать качественное портретное фото высокого разрешения. Случается так, что подходящего фото просто нет. Некоторые родственники поступают следующим образом: делают заказ у портретиста, принося ему разные снимки покойного. Художник пишет по ним портрет, который можно смело нести в гранитную мастерскую.

Гравировка на камне выполнялась в монохроме, но сравнительно недавно появились технологии, позволяющие гравировать на камне цветные портреты. Гравировка выполняется в том месте, где заказывается памятник.

  1. Фото на керамике — достаточно старый и недорогой способ, который не теряет актуальности по сей день. Похожие фото делают и на металлических пластинах. Портрет производится в фотоателье путем переноса изображения с фотографии. Этот способ хорош тем, что не нужно зависеть от мастерства художника, какой портрет родственники принесут, то и будет напечатано. Фото на керамике может быть разных форм и размеров, как цветное, так и черно-белое. В фотоателье предлагают услуги по преображению черно-белых снимков в цветные. Не так давно появилась возможность создавать объемные фото на керамике. 

  2. Фото на стекле. Эта технология молодая и еще не прошла испытание временем, поэтому рано судить, как долго сохранится памятный портрет, выполненный на стекле. Опять же, здесь не нужно волноваться, хорош ли мастер, выполняющий работу, так как фото на стекле создается путем перепечатывания имеющегося изображения. Фотография может быть цветная или черно-белая, стекло крепится на памятник напрямую или на дистанционных держателях. Не стоит забывать, что стекло — не самый прочный материал, особенно на улице.

Что делают с фотографиями умерших

Что делать с фотографиями покойных родственников? Ответ на этот вопрос сугубо индивидуален. Кто-то бережет портреты близких, ставя их на видное место в доме. Кому-то, наоборот, тяжело постоянно лицезреть напоминание об усопших, особенно в первое время после их смерти. В таком случае фото лучше убрать в альбом и положить подальше в шкаф.

Чего точно не стоит делать — это сгоряча уничтожать снимки, рвать их и выбрасывать. Такое бывает в состоянии стресса и душевной боли, связанной с потерей человека. Спустя время о таких поступках обычно сожалеют.

Православная церковь относится к фотографиям усопших в доме нейтрально, перед Богом все равны, и живые, и мертвые, поэтому хранить снимки умерших или нет — дело личное.

С популяризацией экстрасенсорики в обществе стало укореняться мнение, что фотография покойного может представлять собой некую опасность. Какие-то экстрасенсы говорят, что снимок усопшего может стать порталом в мир мертвых, кто-то считает, что такие изображения содержат плохую энергетику и негативно воздействуют на живых. Фото мертвецов не рекомендуют вешать в спальнях, особенно детских. Для них лучше выделить отдельный альбом, разделив фото живых и мертвых.

В любом случае, решение этого вопроса зависит исключительно от глубины и направленности ваших убеждений.

< Пред.   След. >