Эволюция похоронных практик в XXI веке в Западной Европе

28.06.2024

Похоронные практики меняются не так быстро, как мир вокруг, но все-таки не остаются прежними. Рассказываем об эволюции погребальной культуры в Западной Европе на примере Германии.

Большая часть немцев исповедует христианство. И еще 10-15 лет назад траурная месса и присутствие священника на похоронах считалось обязательным, несмотря на то, что люди в массе своей редко посещали или вообще не посещали церковь. Тогда похороны были формализованы и стандартизированы: лакированный гроб, прощание в кирхе или костеле, проповедь, церковный хор, траурные речи родных и друзей, люди в глубоком трауре.

Те, кому довелось присутствовать на похоронах в те годы, вспоминают, какой тяжелой и давящей была атмосфера, каким безликим было прощание. Сейчас люди стремятся к тому, чтобы церемония стала особенной, отвечала пожеланиям умершего, отражала его характер, взгляды и убеждения. Похоронные бюро меняют свои корпоративные стандарты и теперь предлагают больше необычных услуг. Кроме того, ритуальщики чаще и проще идут на контакт с потенциальными клиентами, снимая покров тайны с профессии.

Похороны с человеческим лицом

Традиционное погребение с церковной мессой — теперь уже редкость. В основном, такие похороны устраивают для пожилых людей, регулярно посещавших церковь. А вот молодежь, говоря о смерти, высказывает совсем другие пожелания.

В первую очередь, молодые немцы выбирают кремацию, и на это есть три причины:

  • многих пугает перспектива лежать в земле, несмотря на то, что в наше время нет риска быть погребенным заживо;
  • люди заботятся об экологии и не хотят отравлять почву;
  • место на кладбище стоит слишком дорого, кремация обходится дешевле.

Современные европейцы не хотят, чтобы на их похороны тратили много денег. Они не понимают, зачем умерших лакированные гробы с шелковой обивкой. Часто поступают запросы на эко-гробы из картона, шерсти, лозы, грибного мицелия, а также био-урны для выращивания деревьев. Большинство не видит ничего плохого в том, чтобы урна с прахом после кремации хранилась дома. А сэкономленные средства немцы предпочли бы потратить на благотворительность или оставить родственникам.

Практически никто уже не хочет традиционной церемонии. К вере многие равнодушны, и печальная гражданская панихида с последующим захоронением тоже не привлекает людей. Говоря о своих похоронах, жители Германии высказывают пожелания, чтобы их похоронили на лесном кладбище или развеяли прах над морем. При этом церемония должна быть особенной: с любимой музыкой или чтением стихов, в стиле вечеринки и без траурных нарядов. Немцы видят в похоронах последний праздник жизни, а вовсе не преклонение перед смертью.

Дни открытых дверей в похоронных бюро

Похоронные бюро и крематории в Германии часто устраивают дни открытых дверей и знакомят посетителей с тонкостями ритуальных профессий. Несмотря на то, что люди не любят думать и говорить о смерти, на экскурсии всегда записывается много народу. В основном, конечно, молодых людей и подростков, но приходят и зрелые, и пожилые, которые уже задумываются о том, как их будут хоронить.

Люди задают очень много вопросов. Больше всего гостей обычно интересует кремация и связанные с ней мифы. Например, взорвутся ли в печи силиконовые импланты, или могут ли сотрудники крематория перепутать прах. Шоу-румы с выставленными гробами тоже привлекают много внимания. Людям интересно, чем гробы отличаются друг от друга. Интересует гостей и работа бальзамировщика, и многие другие вещи.

Это не просто развлекательные мероприятия. Владельцы похоронных домов таким образом заранее привлекают потенциальных клиентов. Часто на экскурсии приходят люди, которые думают о заключении прижизненного договора на похороны и выбирают ритуальное бюро. Сотрудники рассказывают, какие услуги предоставляет компания, и сколько они стоят, а также объясняют процесс ценообразования.

По данным опросов, проведенных в Германии, большинство немцев не понимают, почему похороны такие дорогие. Цены кажутся завышенными. Дни открытых дверей направлены еще и на то, чтобы объяснить, из чего складывается стоимость на разные виды услуг.

Блоги, подкасты и каналы ритуальных бюро в Германии

Социальные сети и блоги уже стали неотъемлемой частью жизни, и, разумеется, без них не может обойтись ни одна компания, в том числе и ритуальное бюро. Конечно, тут есть своя специфика, ведь люди не хотят читать и слышать о похоронах, если такой необходимости нет. Но существуют определенные форматы, интересные аудитории.

Так, владельцы семейного похоронного бюро Bestattungen Burger в Баварии ведут страницы в соцсетях, каналы на YouTube и в TikTok и собственный подкаст. У них почти 1,5 миллиона подписчиков. Контент весьма разнообразный. Отец и сын рассказывают о тонкостях своей работы: о том, как тело готовят к похоронам, о кремации, кладбищах и необычных похоронных церемониях, которые организуют, о новинках на ритуальном рынке, новых трендах и способах погребения. Они делятся историями из практики и забавными случаями из личной жизни.

Здесь важно соблюдать этические нормы. Блогеры меняют имена и детали, говоря о прощальных церемониях, а все их видео — только постановочные. Они не показывают ни настоящих тел, ни похороны и не спекулируют на умерших. Иными словами, хайп им не нужен. Главная цель контента — снять табу, помочь людям говорить о смерти, не боясь осуждения, развенчивать популярные мифы, снимать страхи аудитории. Юмор и истории из личной жизни, в то же время, показывают, что работники ритуальной сферы не отличаются от других людей, что это не мрачные гробовщики в черных цилиндрах. Крайне важно, чтобы аудитория видела человеческий подход и доверял работникам похоронных домов, тогда и невежества в обществе станет меньше.

< Пред.   След. >