Кто такие заложные покойники?

Восточные славяне с уважением относились к мертвым. Но от некоторых покойников пытались избавиться самым варварским образом, потому что умерли они «неправильно».

«Неправильной» в дохристианские времена считалась любая смерть, которая не была естественной. Наши предки считали, что каждому человеку отмерен строго определенный срок. Когда он истекает, душа покидает тело, но не уходит совсем, а присоединяется к сонму других и защищает свой род. Такие души-защитницы на Руси называли дзяды.

А вот если человек умер неестественной смертью: пал в бою, погиб от руки душегуба или в результате несчастного случая, спился или покончил с собой — ему путь к предкам заказан. Все те годы, что он не дожил на земле, умерший будет доживать на месте смерти или погребения. Причем превратится он вовсе не в призрака, а в кровожадного вурдалака, полностью утратив человеческий облик и чувства.

Более того, такая сущность станет злой и коварной, будет чинить пакости односельчанам, губить детей, воровать скот, устраивать пожары и мор, насылать голод, саранчу, засуху и другие несчастья.

Такие существа назывались «навуйцы» (от слова «навь»), и чтобы рядом с селением не появилось подобной жути, от тела старались избавиться особым образом.

Где хоронили «неправильных покойников» до христианства?

На самом деле, людей, умерших не своей смертью, старались вообще не хоронить. Считалось, что земля не примет их. И тот, кто попытается закопать «навуйца», дорого заплатит за кощунство.

Обычно их бросали там, где находили, оставляя на съедение диким зверям. Но это если человек умер в лесу или в поле. Тех же, кто скончался в селении, старались вынести куда-нибудь в овраг, болото, гнилой пруд, в лесную чащу и заложить ветками и листьями. Оттого их и стали называть «заложными».

Как изменилась традиция с приходом христианства?

Христианские каноны требуют уважать умерших, как бы они ни умерли. Так что с приходом новой религии традиция бросать покойников в лесу ушла в прошлое. Но их все равно не хоронили на общих кладбищах. Могилы обустраивали на перекрестках или вдоль дорог. А самоубийц хоронили за оградой, чтобы сразу было понятно, что это человек, отступивший от веры.

Языческие корни в первые века христианства были еще сильны. Так что умерших не своей смертью клали в гроб не так, как других. Им подрезали коленные связки, чтобы не выбрались из могилы, укладывали лицом вниз и на шею сверху помещали лезвие серпа. Последняя предосторожность гарантировала, что навуец точно не вылезет.

Могилу сверху посыпали золой, а иногда даже разводили на ней костер, чтобы очистить огнем от скверны.

Разрешалось ли поминать заложных покойников?

Как ни странно, навуйцев поминать не запрещалось, даже самоубийц. Поминки устраивали на седьмой четверг после Пасхи. Часть угощений со стола ставили на пол, потому что души, умершие «неправильно», не могли разделять трапезу с дзядами. Славяне считали, что духи предков тоже сидят за столом вместе со всеми.

Также люди иногда помогали преждевременно умершим дожить свои годы, нарекая их именами новорожденных. Но, конечно, это делалось не часто, ведь такой чести удостаивали только погибших героев.

< Пред.   След. >