Ушел с миром

07.08.2008
Россия простилась с Александром Солженицыным

"Вечная память! Вечная память!.." - громко пели самые простые люди, прихожане, старики и молодые, а также политики, общественные деятели, люди искусства и литературы, когда гроб с телом великого русского писателя выносили из главного монастырского собора Донской иконы Божией Матери после литургии и отпевания, во время которых в храме яблоку негде было упасть.

Сегодня можно сказать с полной уверенностью: несмотря на всю систему охраны, милицейских кордонов и заграждений, неизбежных в таких случаях, проститься с Александром Солженицыным мог каждый, кто этого хотел. На это были отведены весь день 5 августа, ночь с 5-го на 6-е и утро 6 августа. При этом и в ритуальный зал здания Российской академии наук, где прошла гражданская панихида по писателю, и в монастырский собор вход был открыт для всех. Так что хоронили Солженицына вполне демократично.

 

В последний путь Александра Солженицына провожали двенадцать иереев во главе с викарием Патриарха, архиепископом Орехово-Зуевским отцом Алексием. Вместе с семьей писателя - Натальей Дмитриевной Солженицыной, сыновьями Ермолаем, Игнатом и Степаном (двое из них уже со своими семьями) - с Солженицыным прощались президент России Дмитрий Медведев и мэр Москвы Юрий Лужков. Рядом с гробом стояли ближайшие соратники Солженицына: его первый издатель Никита Струве, открывший миру "Архипелаг ГУЛАГ", выпустив его на русском языке в Париже, биограф Людмила Сараскина, лауреат премии Александра Солженицына поэт Юрий Кублановский и другие. На литургии можно было видеть Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, писателя Валентина Распутина, кинорежиссера Станислава Говорухина, филологов Валентина Непомнящего и Сергея Бочарова и много других известных лиц. Скромно, в общей толпе русских прихожан, стоял и известный французский славист, коллекционер русского искусства Рене Герра. Словом, публика была очень разной и по возрасту, и по социальному положению, и по взглядам. Александра Солженицына провожали всем миром...

 

Место захоронения было выбрано писателем при жизни, это была его последняя воля. Надо признать, что лучшего места быть не могло. Почему-то невозможно представить себе могилу Солженицына на кладбище Новодевичьего монастыря, где вместе с великими писателями и людьми искусства (Гоголь, Чехов, Твардовский, Шаляпин и другие) покоятся крупнейшие советские политические лидеры. С другой стороны, Донской монастырь постепенно становится вторым после Новодевичьего крупнейшим в Москве некрополем писателей, философов, историков, великих общественных фигур. Именно здесь перезахоронен прах выдающегося русского писателя-эмигранта Ивана Шмелева, здесь теперь покоятся философ Иван Ильин и генерал Белой армии Антон Деникин - фигуры, которые были близки Александру Солженицыну.

 

И наконец, непосредственное место для могилы выбрано очень удачно - за алтарем храма Иоанна Лествичника, рядом с могилой великого русского историка XIX века В.О. Ключевского. Василий Осипович Ключевский (1841-1911) был не только историком, но и почетным академиком Российской академии наук по разряду изящной словесности, а также почетным членом Общества любителей изящной словесности. Он был признан главой московской школы историков. По его учебникам и "Курсу русской истории" училось не одно поколение школьников и студентов.

С начала 1880-х гг. по его инициативе началось чтение публичных лекций по русской истории в Политехническом музее. Ключевский был одним из популярнейших лекторов своего времени. Его полный курс истории России, читаемый в Московском университете, охватывал все внешние и внутренние факторы развития общества, с учетом географических, этнографических, климатических, экономических и политических сторон исторического процесса. А блестящий литературный стиль его научных трудов и публицистических статей, публиковавшихся в основном в журнале "Русская мысль", обеспечили Ключевскому место не только в истории исторической науки, но и в истории русской литературы. Он поддерживал дружеские отношения со многими деятелями культуры. В частности, он помогал в работе над ролью Бориса Годунова Федору Шаляпину. Понятно, что именно такая универсальная фигура историка и писателя была наиболее близка Александру Солженицыну. Человек верующий в таком случае скажет: им будет о чем друг с другом поговорить.

 

Но во время прощания с Солженицыным буквально звучал и ХХ век. После прекрасного хорового пения в соборе Донской иконы Божией Матери возле могилы прозвучал троекратный салют почетного караула солдат Московской военной комендатуры. Играл военный духовой оркестр. Не будем забывать, что, прежде чем стать писателем, Солженицын воевал, прошел боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, получил звание капитана и был награжден военными орденами. В конце января 1945-го, незадолго до ареста, он вывел свою батарею из окружения. Так что в Донском монастыре хоронили не только великого писателя и политического борца, но и ветерана Великой Отечественной войны, последние из которых уходят на наших глазах. Александр Солженицын всегда с особой любовью относился к честной военной прозе. Недаром единственным посмертным лауреатом литературной премии Александра Солженицына стал автор повестей "Крик" и "Убиты под Москвой" Константин Воробьев, которого мало печатали и травили при жизни и в котором Солженицын чувствовал своего духовного родственника.

 

 

Увековечить память

 

Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о увековечении памяти Александра Солженицына. Отметив "выдающийся вклад А.Солженицына в отечественную культуру и признавая непреходящее значение его творчества", Дмитрий Медведев поручил правительству РФ учредить начиная с 2009 года персональные стипендии имени А.И. Солженицына для студентов высших учебных заведений РФ. Правительству Москвы рекомендовано присвоить имя А.И. Солженицына одной из улиц Москвы, правительству Ставропольского края и администрации Ростовской области - осуществить меры по увековечению памяти А. И. Солженицына в г. Кисловодске и г. Ростове-на-Дону. Указ вступает в силу со дня его подписания.

Российская газета

< Пред.   След. >