Когда могила становится бесхозной

22.05.2020

По приблизительным подсчетам, заброшенные могилы составляют 37% от территорий московских кладбищ. Но единого закона, который позволял бы повторное использование мест захоронений не существует. А можно ли юридически признать могилу бесхозной?

Эта проблема волнует законодателей прежде всего потому, что мест для погребения с каждым годом становится все меньше. Ежегодно только в России умирает более 2 млн человек, а территория кладбищ ограничена. Поэтому вопрос о том, чтобы повторно использовать заброшенные захоронения, широко обсуждается не только в правительстве, но и в религиозных кругах. Но само определение бесхозной могилы не закреплено на юридическом уровне, и это вызывает большие затруднения.

Откуда берутся бесхозные могилы?

Появление заброшенных захоронений стало следствием хаоса в систематизации данных о местах погребения. В России до сих пор не существует единого реестра, куда были бы включены все кладбища во всех регионах. Сфера ритуальных услуг слабо контролировалась государством во времена СССР, тогда существовали нелегальные кладбища, которые никуда не исчезли после распада Союза. И за могилами на этих погостах никто не ухаживает.

Реестры захоронений еще до войны каждое кладбище вело самостоятельно, разумеется, на бумажных носителях. Но во время Великой Отечественной войны многие из них сильно пострадали или были утрачены. В то тяжелое время умирали не только солдаты, но и мирные жители, иногда целыми семьями — записей не сохранилось, и их могилы тоже остались бесхозными.

В более позднее время, в период кризиса, некоторые кладбища закрылись, поскольку не было денег на их содержание. Те, которые были закрыты давно, оказались заброшенными практически полностью.

Всеобщая инвентаризация захоронений на федеральном уровне до сих пор не проводилась. Такую «перепись» в 2011-2012 гг. провели в Санкт-Петербурге и позже создали интернет-ресурс «Кладбища России». На этом сайте можно найти информацию о 7 млн захоронений в северной столице и ближайших областях.

Законопроект «О внесении изменений в похоронное дело»

Критерии заброшенных захоронений впервые попытались определить в 2015 году в новом законопроекте Министерства строительства и ЖКХ РФ. Предполагалось, что в каждом регионе будет создана специальная комиссия, которая займется регистрацией бесхозных могил. В состав комиссии должны войти местные чиновники, прокурор и священнослужитель (если это конфессиональное кладбище). Авторы законопроекта предлагали считать могилу бесхозной, если:

  • над ней не установлен памятник или другие надгробные сооружения;
  • захоронение осуществлено более 20 лет назад;
  • в документах нет информации о погребенном и лице, ответственном за захоронение.

На военные захоронения данные критерии не должны распространяться.

Если комиссия выявит бесхозную могилу, она должна передать материалы в суд, который вынесет соответствующее постановление. После чего будет произведена эксгумация, останки кремируют и поместят в общую могилу «невостребованных прахов». А освободившееся место передадут для нового захоронения.

Законопроект не поддержало ни население, ни представители духовенства. Православная церковь не одобряет кремацию, ислам — категорически запрещает. А население считает, что хоронить прах в общей могиле — это оскорбление памяти умершего. Уже 5 лет документ находится на доработке, и пока не идет речи о том, чтобы рассмотреть его заново. А повторное использование могил разрешается только в том случае, если это родственное захоронение.

Опекунство над могилой — компромиссный вариант

Компромиссом, устроившим всех, стало постановление «О порядке опекунства над брошенными захоронениями на кладбищах в Москве». По этому закону, любое частное лицо или общественная организация может взять под опеку бесхозную могилу, склеп или усыпальницу. Опекун должен восстановить захоронение и ухаживать за ним вплоть до своей смерти. В этом случае, он получает право быть похороненным здесь же. При этом эксгумации и перезахоронения старых останков не производится. Таблички с именами тех, кто был погребен здесь прежде, переносятся на обратную сторону памятника.

< Пред.   След. >