Кладбищенские сады в Германии, или Как мертвые спасают пчел?

22.12.2023

Эко-кладбища существуют во многих странах, но в Германии есть проекты, которые реализуются с определенной целью — спасать диких пчел.

Проблема спасения диких пчел в Германии настолько актуальна, что даже существует специальное приложение, которое подскажет неравнодушным, как можно помочь. Из 580 видов пчел, обитающих в стране, сейчас осталось 540. Они вымирают из-за быстрого роста городов, так как количество заливных лугов сокращается.

Тут стоит отметить, что речь идет не о тех, пчелах, которые живут на пасеке и делают мед, а о диких, которые опыляют растения. Для них в Германии даже создают отели, где пчела может жить какое-то время, откладывать личинки и опылять цветы вокруг, но этого недостаточно. Немецкие садовники придумали, как можно улучшить положение за счет огромных зеленых территорий кладбищ.

Что такое кладбищенский сад, и чем он отличается от эко-кладбища?

Кладбищенские сады — это уникальное явление. Появляясь в городе, они сразу становятся излюбленным местом для прогулок у местных жителей. Однако стоит отличать кладбищенский сад от эко-кладбища или парка-кладбища.

Парк-кладбище — это, как правило, исторический некрополь, такой как Монмартр в Париже, или Монжуик в Барселоне. Здесь похоронены известные люди, а семейные склепы и усыпальницы являются памятниками архитектуры. Такие кладбища обычно зеленые, но больше напоминают городские улицы.

Эко-кладбища создаются с целью уменьшить углеродный след. Здесь ключевую роль играет способ захоронения останков. Это могут быть похороны в био-урне, из которой вырастет дерево, в гробу из ивы, шерсти или грибного мицелия и т.д. Важно, чтобы тело разлагалось как можно быстрее, не загрязняя при этом почву.

В кладбищенском саду нет склепов, и похоронены самые обычные люди. При этом не имеет значения, погребена ли в землю урна или гроб. Особых ограничений нет, хотя с эко-кладбищем кладбищенский сад роднит отсутствие памятников — вместо них здесь используют обычные камни, на которые наносят гравировку. Но это не всегда так, иногда можно увидеть и традиционные надгробия, они довольно скромные.

Сады отличаются очень красивым ландшафтным дизайном и главное — выбором растений. Если на эко-погосте может расти что угодно, то в данном случае садовники выбирают цветы, кустарники и травы, которые понравятся в первую очередь пчелам.

Как выглядят кладбищенские сады?

Кладбищенский сад можно легко принять за садово-парковую зону. Только валуны с именами и датами напоминают о том, что это некрополь. Такие проекты существуют во многих городах, в том числе в Кельне, Гамбурге и Франкфурте-на-Майне. Везде они разные.

Так, во Франкфурте полностью отказались от гравия. Он нагревается на солнце, портит микроклимат и отпугивают насекомых. Кроме того, в гравии растут сорняки. Вместо этого на могилах высаживают дикий плющ и тимьян, а живой изгородью служат грабы и клены. На территории растут лаванда, орегано и шалфей, которые очень нравятся пчелам. Кроме того, здесь есть отели для насекомых, из камней сложены пирамиды для ящериц, а из веток деревьев — шалали для ежей.

Кельнский кладбищенский сад «Следы жизни» поделен на тематические участки. Так, здесь есть фермерский уголок с плодовыми деревьями, вересковый луг и травяной садик. На территории имеется пруд, и она огорожена живой изгородью.

Тут стоит сказать, что кладбищенские сады создаются на территориях, прилегающих к уже существующим некрополям. Величина такого участка составляет от 1000 до 3000 квадратных метров и вмещает от 300 до 900 захоронений, что, разумеется, не так много. Аренда участка на территории кладбищенского сада стоит столько же, сколько и на обычном кладбище — от 2500 до 3000 евро на 25 лет. Однако родственникам не придется ухаживать за могилой, этим занимаются профессиональные садовники.

Таких проектов со временем в Германии становится все больше. Хотя процесс идет не так быстро, как хотелось бы экологам. Виной всему бюрократия: чтобы получить место под кладбищенский сад, требуется разрешение от городских властей, а потом — от администрации кладбища. Все эти согласования занимают очень много времени.

< Пред.   След. >