Когда человек признается мертвым — не только медицинский вопрос

04.06.2020

Констатировать факт смерти не всегда так просто, как кажется. Человек, жизнь которого поддерживают аппараты, может долгое время считаться живым. И не только с медицинской точки зрения.

Ежедневно врачи-реаниматологи принимают непростое решение — отключить пациента от аппаратов искусственного жизнеобеспечения или подождать еще какое-то время прежде, чем признать человека мертвым.

Отказ какого-либо жизненно важного органа не всегда ведет к смерти. Сердце, почки или печень можно пересадить, если успеть вовремя. Единственным органом, который нельзя трансплантировать, является мозг. Поэтому, с медицинской точки зрения, смерть мозга означает смерть человека. Даже несмотря на то, что жизнь можно поддерживать еще довольно долго искусственным путем.

Различают три вида смерти мозга:

  1. Полный распад. В этом случае смерть наступает сразу.
  2. Гибель мозгового ствола. Тогда еще какое-то время сохраняется мозговая активность, но очень ненадолго, затем человек умирает.
  3. Остановка высших корковых функций мозга. Это означает, что человек находится в коме, но его тело под аппаратами может функционировать.

Именно третий вид вызывает больше всего вопросов. Не всегда бывает просто решить, мертв человек или нет, хотя он уже никогда не придет в себя. И в этом случае вопрос перестает быть только медицинским.

Что мешает признать человека мертвым?

Смерть мозга в медицинском смысле — это так называемая «запредельная кома», которая не поддается лечению. Человек находится в вегетативном состоянии, и останется в нем до тех пор, пока его жизнь искусственно поддерживается. Фактически, его уже нельзя назвать живым в полном смысле этого слова, но отключению пациента от аппаратов мешает множество факторов.

Религия

С точки зрения христианства, человек остается живым до тех пор, пока он дышит. Но, к сожалению, нигде нет указания на то, дышит ли он самостоятельно или с помощью аппарата ИВЛ.

Ситуация осложняется и тем, что христиане до последнего верят в чудо. Поскольку известны случаи, когда пациенты действительно выходили из многолетней комы. Однако обычно во внимание не берется тот факт, что у таких пациентов не была констатирована смерть мозга.

Этические соображения

В нашей стране существует презумпция согласия в отношении посмертного донорства органов. Признание человека мертвым обычно связано и с этим вопросом. Пациенты, у которых установлена смерть мозга, но еще не наступила биологическая смерть, становятся идеальными донорами жизненно важных органов — после их изъятия организм перестанет функционировать. Но общество, в частности, родственники пациентов, выступают категорически против изъятия органов, несмотря на то, что человек фактически мертв. С точки зрения социума, это убийство.

Деятельность правозащитных организаций

Если даже речь не идет о донорстве, а вопрос заключается только в том, отключать ли пациента от аппаратов, возникают проблемы. Родственники часто привлекают на свою сторону активистов, которые устраивают акции протеста, пишут петиции и другими способами препятствуют этому. Поскольку и это рассматривается в контексте насильственного лишения жизни.

Юридический аспект проблемы

Несмотря на множество препятствий, которые могут помешать признать человека мертвым, врачи опираются на законодательство. В российских законах существуют вполне четкие формулировки, когда констатация смерти является неоспоримой.

Так, в ст. 66 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21.11.2011 говорится, что моментом смерти человека является смерть его мозга, которая диагностируется при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. Диагноз устанавливает врачебный консилиум.

Об этом же говорится в ст. 9 ФЗ №4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22.12.1992.

Иными словами, наличие сердцебиения, возможность поддерживать дыхательную функцию с помощью ИВЛ и осуществлять искусственное питание не дает основания считать человека живым.

< Пред.   След. >