Особенности похорон у аборигенов острова Бали

19.05.2023

В горном районе острова Бали живет дикое племя, не приобщившееся к цивилизации. Их погребальные обряды вызывают большой интерес у туристов.

Речь идет о племени Бали-Ага, хотя сами они предпочитают называть себя Бали-Мула, что означает то же самое «люди с гор». Но первое название в местном диалекте имеет негативную коннотацию — деревенщина, тогда как второе звучит благородно. На Бали осталось только две деревни, в которых проживают представители племени. Однако у них разный диалект и разные обычаи. Туристов больше интересует деревня Туруньян, где умерших хоронят среди корней священного дерева.

Священное дерево деревни Туруньян

Обычно поселения возникают возле водоемов: рек, озер, морей. Но деревня Туруньян была построена вокруг огромного баньяна. Это дерево с воздушными корнями, очень экспансивное по своей природе — из одного ствола может вырасти целый лес. Говорят, что священному баньяну Туруньяна уже больше тысячи лет.

Существуют разные легенды о том, как появилось это поселение, и почему возникло вокруг дерева, но все они сходятся в одном: основателя привлек нежный, но сильный аромат баньяна, он захотел наслаждаться им единолично, а потому похоронил среди корней мертвое тело — чтобы никто больше не учуял этот запах. Отсюда и появилась древняя традиция. Правда, эта хитрость все равно бы не сработала, так как душистое дерево имеет одну удивительную особенность.

Баньян обладает свойством перебивать неприятные запахи, в том числе разложения и формалина, который используют для бальзамирования тел. Туристы утверждают, что тлением на кладбище все-таки пахнет, но совсем не так сильно, как могло быть, ведь тела умерших разлагаются не в земле, а под открытым небом.

Кого и как хоронят под священным деревом Туруньян?

Вообще-то не всех соплеменников Бали-Ага хоронят в корнях баньяна. Эту честь еще нужно заслужить. Похорон под священным деревом удостаиваются только мужчины и женщины, которые успели сочетаться браком, умершие естественной смертью, а также не имевшие никаких увечий и не болевшие заразными заболеваниями.

С учетом того, что на организацию свадьбы нужно очень много денег, которых почти ни у кого нет, цивилизованная медицина здесь отсутствует, и живет племя в нищете, не так уже много покойников хоронят на заветном кладбище.

Есть еще два деревенских погоста. Один для холостых мужчин и незамужних женщин, а также для детей; второй для тех, кто наложил на себя руки, умер от инфекции или был инвалидом. На этих кладбищах умерших закапывают в землю. Кремацию племя не практикует, хотя на Бали именно этот способ погребения является основным. Они придерживаются анималистической религии, поклоняются природе и считают, что если мертвых сжигать, рассердится спящий вулкан, и произойдет извержение.

После смерти тело обмывают, заворачивают в ткань местного производства. Кстати, это очень дешевая ткань, которую также часто продают туристам в качестве сувенира. Для других ритуалов используется очень дорогая и сложная в изготовлении, она стоит тысячи долларов в пересчете на валюту. Также в последний путь мертвому собирают корзины, зонты, разные предметы быта, а потом отвозят на лодке к дереву. По суше туда не добраться. Непосредственно погребением занимаются только мужчины: если к дереву подойдет женщина, она может разозлить обитающих в корнях духов.

На кладбище находятся одиннадцать шалашей с решетками из бамбука — что-то вроде саркофагов, защищающих тела от диких животных. Туда укладывают покойников до тех пор, пока шалаш не заполнится целиком. После этого из первого достают кости и укладывают на древних каменных ступеня. На этих ступенях лежат останки людей, умерших сотни лет назад, лучше всего сохранились черепа и бедренные кости.

За кладбищем Бали-Ага не ухаживают. Считается, что души умерших остаются здесь навсегда, но они играют роль стражей, не позволяя силам тьмы выбраться из мрачной подземной обители. Таким образом, предки поддерживают равновесие. Священный некрополь издалека больше напоминает свалку, повсюду разбросаны вещи, которые постепенно растаскивают обезьяны.

Туризм против древних традиций Бали-Ага

Очень долго, с момента заселения, которое, судя по всему, произошло в X веке, племя Бали-Ага оставалось закрытым. Они не захотели ассимилироваться, когда на острове появились первые переселенцы с острова Ява, и сумели сохранить самобытность в период европейской колонизации. Сейчас племя тоже живет обособленно, но все же глобализация диктует свои условия.

Кладбище в корнях священного баньяна очень интересует путешественников. Жители острова Бали, и в целом, живут небогато, а дикое племя существует в нищете, так как они до сих пор занимаются традиционными промыслами, ловят рыбу, возделывают землю. Это приносит мало дохода, и туризм, в свое время, стал хорошим подспорьем. К чужакам здесь никогда не относились приветливо, но однажды все-таки согласились впустить их в деревню, обнесенную каменной стеной. Ремесленники стали продавать сувениры, а местные гиды переправляли туристов на лодках к дереву Туруньян.

Однако в 2019 году Бали-Ага отказались принимать гостей. Причин было несколько, и главная из них — чрезмерный интерес к священному баньяну. Туристы делали фото на фоне черепов и останков, а также прикасались к захоронениям, что категорически не приветствуется. Кроме того, торговля с внешним миром вызвала расслоение в общине. Изначально здесь существовали две касты, но как такового деления на богатых и бедных не было, все ресурсы делили поровну. Как только наиболее предприимчивые члены племени начали торговать, у них появились деньги, которыми они делиться не спешили. Опасаясь за целостность общества, Бали-Ага приняли решение отказаться от контактов с внешним миром. Традиции и культура оказались для них важнее.

< Пред.   След. >