Получение компенсации в случае смерти моряка

В случае смерти моряка его родственники могут рассчитывать на компенсацию, в соответствии с контрактом, заключенным покойным при жизни. Однако здесь могут быть нюансы.

Согласно Стандарту А4.2 Сводной Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве, за жизнь и здоровье моряков отвечает судовладелец. Соответственно, если моряк умирает по каким-либо причинам в рейсе (а в некоторых случаях — и на берегу), компания, с которой он заключил контракт, должна оплатить все расходы на репатриацию тела и похороны. А также семье погибшего должна быть выплачена компенсация, размер которой зависит от того, кто указан в контракте в качестве правопреемника.

Интересы моряков защищает международный профсоюз ITF.

Международная федерация транспортных рабочих. Объединяет 694 профсоюза работников транспортной отрасли из 149 государств мира.

Подавляющее большинство судовладельцев заключает соглашение с этой организацией. В соглашении подробно прописаны все страховые случаи, при которых семьи моряков получают компенсацию.

Но на практике получить ее удается не всегда.

В каких случаях семьи моряков могут претендовать на компенсацию?

Страховых случаев, прописанных в соглашении, существует довольно много, и они охватывают все стороны жизни моряка. Но судовладельцы, желая уклониться от ответственности, стараются найти лазейки. Рассмотрим три основных ситуации.

Смерть от естественных причин

К естественным причинам относятся инфаркт, инсульт, онкологическое или инфекционное заболевание и т.д. Иными словами, смерть в этом случае не связана с производственной травмой и не является насильственной.

Перед выходом в рейс моряки обязаны проходить медкомиссию. И если у них находят какие-то проблемы со здоровьем, то могут отказать в разрешении на работу. Но есть определенные заболевания, которые могут развиться в рейсе и прогрессировать настолько стремительно, что человека просто не успевают доставить на берег. Либо летальный исход вообще наступает мгновенно, например, из-за внезапной остановки сердца.

Основная трудность здесь заключается в том, что юристы судовладельца обычно пытаются доказать, что смерть моряка никак не связана с работой и условиями труда. Иногда они идут дальше, привлекают врачей и приводят доказательства в пользу того, что умерший знал о своей болезни, но сумел скрыть ее от медкомиссии. В общем, естественная смерть на борту — сложная ситуация, и родным предстоит доказать, что она произошла по вине судовладельца.

Смерть при исполнении служебных обязанностей

Как раз такие случаи являются страховыми. Сюда относится не только смерть в рейсе, но и по дороге на работу или домой. Сама по себе работа моряка — опасна для жизни и здоровья, в море может произойти все, что угодно: от простого несчастного случая до кораблекрушения.

Но и здесь судовладельцы стараются идти в обход. Например, причиной отказа в выплате компенсации может стать наличие в крови умершего алкоголя или наркотиков. И даже в совершенно очевидных случаях, когда человек упал за борт и погиб, и есть свидетели этого, юристы могут найти причину для отказа. Вплоть до заявления, что это было самоубийство. К слову, свидетелей в команде всегда сложно найти и заставить сказать правду, поскольку никто не хочет навлекать на себя проблемы.

И все-таки получение компенсации в случае смерти при исполнении — наиболее вероятно.

Смерть на берегу

Это самый редкий и самый сложный для получения выплаты случай. Предположим, моряк умер в больнице от малярии, которой заразился в рейсе в африканские страны. Или от последствий черепно-мозговой травмы, полученной на борту судна, потому что они проявились уже после возвращения из рейса.

Вот здесь доказать связь летального исхода с работой бывает практически невозможно. Судовладельцы несут ответственность за жизнь людей с того момента, как они заступили в рейс, и до момента возвращения домой. Все, что происходит после — формально не их зона ответственности. Но в некоторых случаях все-таки удается доказать, что родные имеют право на получение компенсации.

Правопреемники и размер компенсации

При подписании контракта моряк всегда указывает, кто имеет право на компенсацию, в случае его смерти. Указать можно любых родственников: супругов, детей, родителей и т.д.

Как правило, при наступлении страхового случая, размер компенсации определяется индивидуально. В интернете можно встретить разные цифры. Где-то говорится о том, что семья погибшего получает 1 миллион рублей, а его несовершеннолетние дети — 20 000 долларов. В других источниках речь идет о том, что сумма компенсации зависит от звания погибшего.

Достоверность этих цифр весьма сомнительна, поскольку соглашение ITF обновляется каждый год, и размер компенсаций индексируется. Но надо помнить, что не все моряки входят в профсоюз, и некоторым из них полагаются совсем другие суммы выплат, которые прописаны в контракте, заключенном с судовладельцем.

< Пред.   След. >