Проблемы похоронного бизнеса в России: интервью с Еленой Андреевой
Исполнительный директор СПОК Елена Андреева в интервью телеканалу «Губерния+» рассказала об актуальных проблемах похоронного бизнеса в стране.
Союз похоронных организаций и крематориев (СПОК) взаимодействует с различными ведомствами, в том числе с Госдумой и Минстроем, для эффективного решения самых актуальных проблем ритуальной отрасли. Елена Андреева, исполнительный директор Союза, рассказала журналистам телеканала «Губерния+», какие вопросы требуют особого внимания на сегодняшний день.
О государственном регулировании похоронной отрасли
О государственном регулировании ритуальной отрасли в последнее время говорят все чаще. Фактически, в России оно отсутствует. На уровне регионов предпринимаются попытки создания единых муниципальных ритуальных служб, как, например, уже было сделано в Самаре в начале 2025 года, но на федеральном уровне вопрос до сих пор не решен.
По мнению Елены Андреевой, государственное регулирование необходимо для того, чтобы защитить граждан от недобросовестных агентов. Вытеснения бизнеса оно не предполагает. Существуют проверенные компании, которые работают уже много лет и обеспечивают достойный уровень сервиса. Но мошенников на рынке также хватает, и именно с ними надлежит бороться. В этом может помочь, во-первых, создание реестра надежных ритуальных организаций, а, во-вторых, разработка требований к качеству товаров и услуг, образованию сотрудников, транспортному оснащению. Рекомендации, существующие сейчас, зачастую не выполняются, а наложение штрафных санкций на предпринимателей невозможно.
Таким образом, государство и бизнес могут эффективно взаимодействовать, при этом права граждан, которые сейчас страдают от «черных агентов», не будут нарушаться. Но чтобы этого добиться, требуется изменить законодательство.
О кремации и крематориях
Один из самых болезненных вопросов отрасли — строительство новых крематориев. Так как в феврале 2025 года Госдума и Минстрой снова отклонили проект о ГЧП, пока вопрос привлечения частного капитала решить не удастся. При этом вполне очевидно, что крематориев в стране не хватает. Их часто нет даже в городах миллионниках.
Кремацию люди выбирают все чаще. Нельзя сказать, что она обходится значительно дешевле традиционного погребения, хотя разница в цене есть. Но существует множество других причин, почему население предпочитает именно этот вариант. Для некоторых прощание в крематории, предание тела огню и получение урны с прахом психологически легче, чем наблюдение за процессом похорон в землю. Также не стоит забывать и о том, что население в наше время мобильно, а это значит, что возможность забрать прах при переезде играет важную роль. Кроме того, создать семейно-родовое захоронения для урн дешевле, а можно вообще не приобретать место на кладбище и выбрать колумбарий. Поэтому, если в городе есть крематорий, то высока вероятность, что родственники умершего выберут кремацию.
Но объекты строятся гораздо медленнее, чем растет спрос. Инвесторы не торопятся вкладывать деньги, осознавая высокий риск. Местные жители также часто недовольны перспективой жить рядом с крематорием, и часто власти идут им на уступки. А найти подходящий участок, чтобы рядом не было населенных пунктов, почти невозможно.
Здесь также могло бы помочь государственное регулирование. По словам Елены Андреевой, разработка единой концепции на федеральном уровне позволит увидеть, какие регионы нуждаются в крематориях наиболее остро. Помимо этого, нужно вести разъяснительную работу на местах. Пока крематорий воспринимается как вредный объект, люди будут протестовать. Следует объяснять населению, как устроены печи и система фильтрации. Современное оборудование абсолютно безопасно. Например, в Парке Памяти при Новосибирском крематории гуляют родители с детьми, хотя в это же время осуществляются кремации. Но выбросы в атмосферу минимальны. Крематорий не представляет никакой угрозы ни для экологии, ни для здоровья людей, но чтобы донести это до людей, требуется просветительская работа.
< Пред. | След. > |
---|