Трамваи-катафалки

16.12.2021

Необычные модели катафалков появляются и в наше время, но это, как правило, эксклюзивные образцы, не предназначенные для широкого круга. А вот катафалки-трамваи предназначались для всех.

Конечно, речь идет о специализированных трамваях. Обычный транспорт в ритуальных целях не использовали (за редким исключением в военные годы). Кроме того, у них был разный функционал. Например, американские трамвайные катафалки были предназначены для гражданской панихиды, тогда как австрийские выполняли функцию морга на колесах.

Почему именно трамваи?

Трамваи-катафалки были популярны в начале-середине XX века. Машин тогда уже было много, но улицы все еще мостили булыжником. Это создавало множество неудобств. К тому же, автотранспорт не был таким удобным и маневренным, как сейчас. Поэтому мастера похоронных дел видели в трамваях множество преимуществ:

  1. Трамвайные линии проходили через весь город и доходили до кладбищ, которые тогда располагались не так уж далеко.
  2. Они были более незаметными, чем громоздкие авто того времени, и не доставляли неудобств окружающим.
  3. На мощеных дорогах транспорт сильно трясло, а поскольку в те годы не существовало таких совершенных технологий сохранения тел, как сейчас, из-за тряски начинали выделяться зловонные флюиды. При таких условиях совершить последний круг почета по городу, как это было принято в Европе, становилось проблематичным.
  4. Многие катафалки были оборудованы не только местом для гроба, но и удобными сидениями для сопровождающих. Таким образом, все родственники и друзья помещались в один вагон, и похоронная процессия не растягивалась по городу.

Но, как мы уже говорили, трамваи-катафалки были совсем разными. Кто-то делал упор на сервис, а кто-то — на практичность.

Самые известные образцы трамвайных катафалков

Первым в своем роде был американский трамвай, который назвали по-испански «Paraíso», что в переводе означает «Рай». Через 18 лет ему на смену пришел более комфортабельный «Descanso» (букв. «покой»). И тот, и другой были предназначены для гражданской панихиды. Последний имел в длину 12 метров, а внутри помещались гроб с покойным и 40 человек провожающих. Трамвай выглядел по-настоящему роскошно, а стоила такая поездка 25 долларов в пересчете на современные деньги. Такие катафалки можно было встретить во многих крупных городах.

А вот австрийские модели не были рассчитаны на родственников умерших, они просто собирали тела из всех моргов и перевозили их на кладбище. Это были вагоны, поделенные на 12 ячеек, в которые помещали гробы. Первый трамвайный катафалк появился в Вене, его маршрут пролегал мимо больниц и богаделен, а заканчивался на Центральном кладбище. Перевозка стоила 22 евро, по нынешнему курсу.

Сейчас первый венский трамвай-катафалк можно увидеть в Музее Погребальной культуры. В 1943 году его едва не уничтожил немецкий снаряд. В те годы трамвай перевозил не только мертвых, но и раненых в госпитали. Внешний вид катафалка удалось восстановить, но поставить на рельсы — уже нет. Тем не менее, после войны на смену ему пришли другие трамваи, и они были востребованы до 1960 года.

< Пред.   След. >