Цифровое бессмертие: что появилось нового, и есть ли у мертвых права?

02.02.2024

Так называемая цифровая некромантия быстро развивается. Какие новые технологии уже появились на рынке? Можно ли защитить свою цифровую копию? И может ли она заменить умершего?

Желание никогда не расставаться с умершими подталкивает общество к поиску новых способов продления жизни. Цифровые технологии предлагают широкие возможности для создания виртуальных аватаров умерших. Но каждое научное достижение в этой области порождает ряд вопросов, как юридических, так и этических.

Если раньше защита прав цифровых копий казалась чем-то из области фантастики, то теперь это крайне актуальный вопрос. Многие публичные люди уже озаботились тем, чтобы не стать заложниками своих наследников после смерти.

Так что же предлагают современные технологии, и есть ли у мертвых права на самих себя?

Обзор новых достижений цифровой некромантии

Чат-боты, имитирующие умерших, сейчас появляются так часто, что этим уже никого не удивишь. Первый бот принадлежал разработчику инди-игр Джейсону Рореру, но он ограничил его использование из опасения, что новинка причинит вред людям. Однако в последующие годы аналогичные боты стали широко доступны.

Например, бот HereAfter позволяет создать свою цифровую копию, чтобы она могла общаться с близкими после смерти. Для этого потребуется ответить на ряд вопросов, например, поделиться историей первой любви, воспоминаниями о детстве, юности, важных событиях. Боту нужны текстовые, графические и аудиофайлы. Подписка стоит очень дешево, есть разные тарифы, самый дорогой — около 8 долларов США.

Помимо текстовых чатов, есть и более продвинутые способы общения с умершими. Так, StoryFile моделирует видеозвонки, а китайская компания Shanghai Fushouyun уже давно создает видео-аватары для поминальных мероприятий.

Еще дальше пошла компания Promobot, которая предлагает дроидов, копирующих внешность, голос, манеру речи, мимику, жесты, стиль общения умершего. Конечно, это доступно только избранным. Чтобы воссоздать лицо точно, потребуется очень много фото, для моделирования речи нужно собрать высказывания человека, а для голоса — 10 часов аудио. Разработчики утверждают, что их дроиды практически не отличаются от настоящих людей.

Из российских разработок можно упомянуть нейросеть «Жириновский», обучавшуюся на выступлениях покойного лидера ЛДПР. Впервые цифровая копия выступила в 2023 году на Петербургском международном экономическом форуме. Разумеется, в общем доступе ИИ никогда не появится.

Есть ли у мертвых права?

Первые шаги в законодательном регулировании прав на цифровые копии пока были предприняты только в США. Но и там нет единого закона. Каждый штат сам решает, кто является владельцем двойника умершего. В России эта сфера не регулируется, но во всех странах юристы сходятся во мнении, что цифровая копия — объект авторского права. Значит, распоряжаться ею могут правообладатели.

Но все не так просто. Говоря о «воскрешении», мы неизменно столкнемся с этическими дилеммами. Речь идет о копии человека, который уже не может защитить свои права. И если наследники решат, что, например, образ известной актрисы допустимо продать сомнительного рода киностудии, они будут правы с юридической точки зрения, но это противоречит этическим нормам.

У живых людей есть своя политическая позиция, свои взгляды, свое мировоззрение. Многих знаменитостей беспокоит тот факт, что после их смерти цифровые двойники будут озвучивать чужие мысли, которые они сами никогда бы не высказали. Юристы считают, что избежать этого можно только одним путем: зарегистрировать авторские права на собственную цифровую копию и ограничить ее использование в завещании.

Кстати, так уже сделал голливудский актер Робин Уильямс еще задолго до повального увлечения нейросетями. В завещании он запретил использовать своего цифрового двойника. Но запрет действует только 25 лет.

Иногда разработчики высказывают мнение, что авторские права на цифровые копии принадлежат им, поскольку они разработали саму нейросеть. Но это некорректно, ведь им принадлежит только программный код. Правообладателем признается создатель контента (аудио, видео, текста), на котором обучают нейросеть. Сама по себе она не генерирует новую информацию, а просто воспроизводит то, что ей известно. Она не способна к творчеству. Таким образом, цифровая копия может принадлежать тому, с кого ее создавали, если он заранее зарегистрирует права на нее, либо наследникам.

Смогут ли цифровые копии полностью заменить умерших?

Как бы ни хотелось людям верить, что технологии могут обеспечить вечную жизнь, это невозможно. Цифровой двойник, как мы уже говорили, ничего нового не создает, у него нет сознания, нет эмоций, нет творческого потенциала. Да, аватары известных людей могут создать музыку или картину, но только на основе того, что видел искусственный интеллект. Да, диалоги похожи на живые, но все равно являются только отражением мыслительной деятельности.

Невозможно воссоздать работу человеческого сознания. Мы не знаем механизмов, мы не можем построить такую сложную модель. Так что говорить о личности еще рано, да и в будущем вряд ли станет возможно настоящее воскрешение.

Несмотря на то, что сейчас люди активно пользуются «ботами скорби», нельзя отрицать опасность этой технологии. Хотя психологи из Гарвардской школы говорят о том, что чат-боты помогают пережить утрату, это утверждение весьма сомнительно. Принятие смерти происходит, когда люди отпускают умерших близких. С этой целью психологи советуют убирать подальше вещи и фотографии, чтобы не было лишних напоминаний. Даже они способны превратить обычное горе в патологическое. Если же речь идет о цифровой копии человека, люди запросто попадут в зависимость от чата, потеряют связь с реальностью, возможно развитие психических расстройств.

Но на технологиях цифрового бессмертия зарабатывают миллиарды, поэтому не стоит ждать, что в ближайшие годы доступ к ним ограничит. Скорее всего, совершенствовать их будут до тех пор, пока не удастся создать неотличимых от живых людей роботов с использованием ДНК умерших, как уже сейчас предлагают некоторые ученые.

< Пред.   След. >