Цифровые аватары умерших в Китае: как изменилась технология за последние 5 лет?

09.06.2024

Мы уже не раз писали о технологии «воскрешения» умерших с помощью ИИ, созданной в Китае. Однако за прошедшие 5 лет многое изменилось.

На данный момент в Китае существует более десятка компаний, которые конкурируют на рынке дипфейков. Пионером является Silicon Intelligence, они заняли нишу в 2019 году. Изначально они специализировались на синтезаторах речи, однако после смерти матери основателя компании создали по его заказу первый цифровой аватар. Всего 5 лет назад это была очень несовершенная, но при этом очень дорогая технология. За примитивный аватар клиенты платили от 1000 долларов. Когда растущая конкуренция привела к демпингу, цены упали, и сейчас приобрести аватар можно всего за 140-150 долларов.

Какими были первые аватары умерших?

«Воскрешение» матери основателя Silicon Intelligence Сунь Кая было долгим и трудным. До этого разработчики не занимались созданием 3D-изображений. Предоставленные материалы (фото и записи нескольких видеозвонков) позволили создать примитивный аватар, который выглядел хоть и реалистично, но неестественно. Внешне он ничем не отличался от изображений умершей женщины, но воспроизвести жесты и мимику тогда не получилось. Кроме того, копия не могла вести разговор в реальном времени. Она лишь воспроизводила записанные реплики синтезированным голосом.

Тем не менее, Сунь Кай был вдохновлен первыми успехами. Позже он рассказывал журналистам, что на создание дипфейка его вдохновила китайская традиция вешать в доме портрет умершего человека. Он висит на стене в течение нескольких лет, а семья общается с ним, рассказывая о своих делах, о переживаниях и событиях. По сути, тот первый аватар был точно таким же портретом, только живым и способным на простую коммуникацию. Разговор с цифровой копией был, в основном, односторонним. Однако даже такой контакт позволял найти некоторое утешение.

Как эволюционировали аватары умерших за 5 лет?

Как мы уже упоминали, цифровые аватары сейчас более доступны, поскольку цены на них снижаются. Разумеется, за качественный дипфейк придется заплатить больше. Но сейчас за 1000 долларов разработчики предлагают продвинутые аватары с разными настройками. Примитивная же копию, наподобие той, которая был создана для Сун Кая, теперь стоит всего 140-150 долларов. Простые аватары работают только в приложении на телефоне, а более дорогие можно использовать на любых устройствах.

Помимо обычных аватаров, с которыми можно пообщаться в любое время дня и ночи, разработчики предлагают также имитацию видеозвонков в реальном времени. Это более продвинутая технология, нейросеть в состоянии поддерживать диалог, имитируя не только голос, но и стиль речи. Предполагается, что она станет популярной, так как в Китае принято ограждать пожилых людей от тяжелых новостей.

Сотрудник одной из IT-компаний использовал новую технологию, чтобы его 93-летняя бабушка не узнала о трагической гибели своего сына. Он оплатил несколько звонков и передал заранее записанное сообщение, в котором умерший говорил, что не сможет приехать на Новый год из-за работы в другом городе. По словам программиста, есть вероятность, что в будущем семья все-таки сообщит бабушке о случившемся, но тогда они закажут цифровую копию, чтобы она могла общаться с сыном, если захочет.

Заказать аватар можно уже при жизни, и такие прецеденты были. Для этого требуется много часов видеозаписи с разных камер, чтобы создать реалистичную 3D-модель и более качественно имитировать живую речь. Но это все еще дорогая технология, и она используется для создания голограмм.

Почему цифровые аватары все еще не пользуются массовым спросом?

Несмотря на удивительные перспективы, за 5 лет услугой создания цифровых копий воспользовались всего 2 тысячи человек. Учитывая численность населения Китая (1,5 миллиарда), это очень мало. И спрос растет медленно. Правда, после того, как была запущена реклама по телевидению, желающих стало больше.

Отчасти проблема заключается в том, что технология еще далека от совершенства. Если голограммы выглядят очень реалистичными, то аватары пока можно отличить от реальных людей. Даже на основе видео сложно воспроизвести жесты и мимику. А это сильно бьет по качеству, выдавая роботов. Вести диалог они могут, но и тут случаются казусы, поскольку нейросеть не всегда может подобрать нужный ответ и выдает очень странные реплики.

Есть и языковой барьер. Китайский язык неоднороден. Нейросеть обучалась на двух диалектах: кантонском и мандаринском, но существуют и местные диалекты, их много, и не любой из них ИИ может воспроизвести корректно.

Но, конечно, большинство людей не принимают технологию, потому что, с точки зрения морали и этики, она кажется варварской. Единого мнения среди специалистов нет, но все же многие психологи говорят, что это коммерция, которая не имеет отношения к терапии горя, хотя цель создания аватаров якобы в этом и заключается. Высказывают опасения, что люди, использующие эту технологию, могут потерять связь с реальным миром, не проживут свою утрату и вообще перестанут понимать, что близкие умерли.

Сам Сунь Кай признавался в том, что за годы общения с аватаром матери перестал видеть грань между собственными воспоминаниями и виртуальной реальностью.

Рядовые жители считают неэтичным сам факт копирования чьей-то личности. Мертвых в Китае почитают, и пренебрежение их желаниями вызывает неприятие. Сейчас уже говорят о том, что для создания аватаров нужны юридические основания. Если кто-то завещает не копировать его образ после смерти, с этим нужно считаться. Пока, если один из членов семьи желает воспользоваться услугой, он должен получить согласие остальных родственников. Только тогда Silicon Intelligence принимает заказ. Но это уже известная фирма с хорошей репутацией, а вот как будут поступать конкуренты, желая получить прибыль, никто не знает.

Также остается открытым вопрос об ответственности за качество дипфейков. Нужно понимать, что люди, которые их заказывают, переживают острое горе, и крайне важно, чтобы копии хорошо откликались на реплики собеседника. Если ИИ ответит невпопад, это может причинить моральные страдания человеку, который и без того подавлен, и какие последствия повлечет за собой ошибка, предугадать невозможно.

< Пред.   След. >