Могут ли ритуальные услуги быть государственными?

09.06.2024

Осенью 2023 года депутаты Госдумы выступили с предложением монополизировать ритуальную отрасль. Возможно ли это? И каким может быть результат?

Ранее мы писали о том, что государственных ритуальных компаний в России нет. Есть организации, которые осуществляют так называемые социальные похороны за счет пособия на погребение. Однако они находятся в частно-государственном партнерстве. Правовое регулирование отрасли развито слабо, единых цен нет, как и единых правил. По сей день действует закон от 1996 года, который требует пересмотра, однако его последняя версия была отклонена Министерством финансов.

При этом доля теневого сектора в ритуальной отрасли хоть и сократилась, но все еще имеет место быть. Большинство граждан называют похоронный бизнес криминальным. И хотя это не совсем корректно, поскольку многие компании работают официально, нельзя отрицать случаи мошенничества. Тем более, новые схемы появляются каждый год, не говоря уже о продаже информации о смерти.

Вполне понятно, что россиянам хотелось бы определенности, и некоторые считают, что госмонополия могла бы решить проблему. Но так ли это на самом деле?

Аргументы в пользу госмонополии на ритуальные услуги

Сторонники монополизации ритуальной отрасли апеллируют к слабому регулированию деятельности компаний. Они говорят о том, что создание единого ведомства, которое будет заниматься вопросами погребения, может решить проблему с криминалом. Так, если бы вся информация о смерти передавалась в одну организацию, перестрелки на лестничных клетках прекратились бы, как и настойчивые звонки. Если нет конкурентов, покупать адреса и телефоны, чтобы успеть заполучить клиента раньше других, тоже некому.

Также создание такого ведомства позволило бы установить единые цены на услуги и разработать единые правила их оказания. Потому что даже социальный минимум в разных регионах отличается. Где-то умершим положены гробы, обитые тканью,  где-то родственникам привозят ящики из неструганных досок.

Рассматривался также вопрос создания реестра ритуальных компаний, работающих под контролем государства. То самое ведомство должно регулировать их деятельность централизованно. Оно же должно обрабатывать обращения граждан, в частности — жалобы на злоупотребления на местах. Таким образом, люди, потерявшие близки, не становились бы жертвами мошенников, поскольку на рынке бы не было однодневок, которые берут деньги и исчезают. За нарушения компании получали бы штраф, а при многократных нарушениях теряли лицензию.

Аргументы против монополизации ритуальной отрасли

Эксперты, работающие в ритуальной сфере, скептически отнеслись к инициативе, так как в условиях рыночной экономики сложно представить функционирование подобной структуры.

Во-первых, создание единого ведомства вовсе не означает, что цены на ритуальные услуги, которые волнуют граждан больше всего остального, станут ниже. Конкуренция определяет рыночную стоимость услуг. Ради привлечения клиентов компании готовы снижать цены и делать скидки. Но если конкурентов не будет, устанавливать низкий ценник уже нет смысла. Да, прайсы будут едиными, но устроит ли граждан ценовая политика государства?

Огромный штат сотрудников, работающих в этом ведомстве, также потребует затрат. Секретари, водители, агенты, сотрудники отделов по контролю качества — всем нужно платить зарплату. Это тоже негативно скажется на ценах.

Во-вторых, оценка ритуальной отрасли с точки зрения экономической эффективности при госмонополии невозможна. Она выполняет социальную функцию и не может быть использована для получения прибыли. Возникает вопрос, откуда государство возьмет финансирование? Того, что выделяется из бюджета сейчас, недостаточно. Эту разницу доплачивают граждане. А если государство полностью возьмет на себя все функции, которые сейчас выполняют коммерческие организации, ресурсов потребуется больше.

Что касается реестра ритуальных компаний, этот вопрос поднимается регулярно, но он всегда подвисает в воздухе. Сейчас на рынке работает множество частников, и по каким критериям будет вестись отбор для реестра, совершенно непонятно.

К тому же, ликвидация частного бизнеса в современных реалиях невозможна, ведь на рынке работают тысячи компаний. Ликвидация предприятий означает потерю рабочих мест, что в итоге приведет к всплеску безработицы, особенно, в маленьких городах, где работу найти практически невозможно.

Здесь стоит вспомнить также, что после революции, был принят Декрет о госмонополии на ритуальные услуги. Однако это привело лишь к тому, что граждане были вынуждены сами изготавливать гробы и копать могилы, поскольку государство не справлялось с объемом работы.

Возможен ли средний вариант?

Никто не спорит с тем, что государственное регулирование отрасли нужно, чтобы защитить граждан от мошенников. Но к вопросу нужно подходить комплексно. Если и будет создано специальное ведомство, оно должно охватывать множество отраслей, включая медицину, транспорт, строительство и благоустройство, подготовку кадров, а также логистику.

Вопрос о пособии на погребение тоже остается открытым. Сумма, которую выплачивают семье, не привязана к реальным рыночным ценам и покрывает лишь малую часть расходов. Причем в регионах пособие намного меньше московского, а цены сравнимы.

Нужно бороться с монополистами на местах. Именно монополия и нарушение закона о конкуренции приводит к тому, что стоимость услуг оказывается сильно завышенной. Вместо введения реестров, которые только способствуют укреплению монополистов на рынке, следует ужесточить санкции за нарушение законодательства.

Регулирование деятельности кладбищ — также отдельная проблема. Ни для кого не секрет, что администрация устанавливает собственные цены. Однако пока никто даже не знает, сколько в России кладбищ. Многие из них не стоят на кадастровом учете и не существуют на бумаге. Соответственно, и ответственности за нарушения нет.

Иными словами, без детальной проработки всех аспектов говорить о монополии рано и некорректно. Для начала требуется принять новый закон «О похоронном деле», однако пока ни одна редакция не прошла все инстанции.

< Пред.   След. >