Загробный мир у зороастрийцев, вудуистов и других представителей редких конфессий

О том, как выглядит загробный мир христиан, мусульман и последователей других мировых религий, большинство людей имеют хотя бы общее представление. Но как видят посмертие зороастрийцы, вудуисты или, например, анимисты?

В каждой религии, будь она политеистической или монотеистической, есть свой загробный мир. Боги Смерти и Проводники на Тот Свет были у майя, ацтеков, викингов, древних греков. И в наше время представители любой, даже самой малочисленной конфессии, имеют собственные представления о том, что случается с душой человека, когда она окончательно покидает тело.

Эти представления удивительно не похожи, и всегда вызывали особый интерес у этнографов и религиоведов. Ведь не секрет, что люди строят свою жизнь в соответствии с тем, что их ждет после смерти. А в некоторых редких религиях смерть вообще занимает центральное место, и ей придают больше значения, чем жизни.

Загробный мир зороастрийцев

Зороастризм — древняя религия, учение пророка Заратустры. Основой этого учения является свободная воля человека, который может выбирать творить ли ему благо или нет. Зороастризм распространен у восточных народов: в Пакистане, Афганистане, Азербайджане и Иране. Некоторое количество последователей этой религии есть и в Индии.

Священная книга зороастрийцев называется «Авеста». В этих текстах содержится описание посмертного пути души, который зависит от поступков, совершенных при жизни.

Проводником в потусторонний мир является некое существо по имени Даэна. Она приходит к душе на четвертый день после смерти. Внешность Даэны зависит от того, каким человеком был умерший. Если он совершал хорошие поступки, то она предстанет красивой девушкой лет пятнадцати, а если плохие — уродливой.

Но какой бы ни была душа, Даэна все равно станет ее Проводником и поведет в мифические горы Хара Березайти через мост Чинвад. Мост тоже выглядит для всех по-разному. Для праведников он широкий и красивый, и по нему душа восходит в Дом Песни — аналог христианского рая. Для грешников — мостик узенький и скользкий, и душа упадет с него в Дом Лжи, то есть, в ад.

Загробный мир анимистов

Анимизм не является религией, во всяком случае, научная общественность его таковой не считает, поскольку анимизм сводится к верованию в духов и одушевленность природы. А религия, с точки зрения науки, не может состоять только из этого. Тем не менее, существует некоторое число последователей анимизма — эскимосы, живущие в Канаде. В 2011 году в этой стране насчитывалось около 60 000 представителей этой условной конфессии.

Загробный мир анимистов устроен достаточно просто. После смерти душу забирает бог-создатель всего сущего Ангута. Он уводит умерших в царство мертвых, которое частично расположено под землей, а частично — под морским дном. Это место называется Адливун. Но его нельзя отнести к раю или к аду. Каким бы человек ни был при жизни, он все равно попадет туда. В Адливуне бог Ангута наказывает грешников — по одному удару за каждый проступок. Остальные души просто спят. И они пребывают в этом мире в течение года. После чего отправляются дальше. Но куда — это никому неизвестно.

В Адливуне есть любопытное местечко — дом, построенный на каркасе из китовых костей. Кости обтянуты одеждой утопленников, а мебель в этом доме сделана из обломков погибших кораблей. Здесь живет дочь Ангуты. Однако ее нельзя беспокоить.

Загробный мир вудуистов

Вуду тоже не является религией. Это общее название различных культов и практик, распространенных среди жителей Западной Африки. Вуду представляет собой фантастическую смесь христианства, древних языческих верований и магии. Так что загробный мир у вудуистов весьма специфический.

Ключевой фигурой мира мертвых у африканцев является Папа Геде. Вообще Геде — это целая семья, и их компетенция касается не только смерти, но и либидо. Однако Папа Геде — это первый умерший чернокожий, и он занимается именно душами.

Проводник выглядит довольно эксцентрично: высокий человек в черном цилиндре, он курит дешевый табак и обожает яблоки. Обитает на перекрестках вне времени и пространства. Вудуисты верят, что там однажды окажется не только любой умерший, но и само дневное светило.

Папа Геде судит мертвых по их заслугам. Однако мораль в Западной Африке сильно отличается от европейской, особенно — у аборигенов. Так что категории добра и зла на этом суде совершенно не такие, как мы привыкли.

Загробный мир вишнуитов

Вишнуизм — одно из направлений мировой религии индуизма. Но вишнуиты поклоняются исключительно Вишну и его воплощениям. Их много, но основных два — это Кришна и Рама.

Загробный мир вишнуитов — наиболее жестокий из всех представленных. Чтобы избежать наказания после смерти, нужно прожить абсолютно праведную жизнь. Если же человек все-таки совершает какие-то проступки, его ждут страшные наказания.

К умирающему приходят посланники Царя Справедливости и Владыки Преисподней, бога Ямы. Уродливые нагие существа, черные, как вороны, с острыми зубами, торчащими вверх волосами и когтями-лезвиями. Они в буквальном смысле вырывают душу из тела. После смерти душа попадает в страшный мир, где она должна вырастить себе новое тело — из рисовых шариков, которые ей дозволяется есть (рисовые шарики в Индии подают на похоронах).

Когда тело выращено, душа вселяется в него и попадает в Преисподнюю. Около миллиона километров она должна идти к Царю Справедливости и пройти по дороге 16 городов, названия которых говорят сами за себя — «Город Жестокости», «Место бедствий» и т.д. Последним препятствием на этом пути является река Вайтарани, через которую умерших перевозит мертвая корова.

У вишнуитов есть способ, который позволяет избежать перехода через реку Вайтарани: нужно при жизни принести в жертву корову. Это целый ритуал, полный текст которого содержится в священных книгах. Однако миновать остальные «круги ада» практически невозможно, если, конечно, не вести жизнь монаха-аскета.

< Пред.   След. >