Поминальные традиции

Московский справочник ритуальных услуг предлагает обзор поминальных традиций в различных религиях.

Ритуалы поминовения усопших отличаются у разных конфессий, однако есть и нечто объединяющее. Как правило, поминки проводятся либо непосредственно после похорон, либо спустя несколько дней после погребения. Центром поминок становится поминальный стол. В некоторых культурах существуют поминальные блюда, в других – скорбящие ограничиваются повседневной пищей. Поминки подразделяются на частные и общие. Поминки по определенному человеку проводятся через несколько дней после его погребения, а также на годовщину смерти. Наряду с этим в большинстве культур существуют общие дни поминовения усопших (например, родительские субботы в православии, День поминовения усопших в католицизме). В дни общего поминовения верующие посещают храмы и могилу покойного, а также раздают милостыню и помогают нуждающимся.

Поминки в православии

Православные поминки проводятся в день похорон (на третий день после смерти), на девятый и сороковой дни, а также на годовщину смерти. Поминки в день похорон являются основными, поэтому на них приглашаются все, кто участвовал в похоронах и помогал с их организацией. Поминки девятого и сорокового дня, как правило, проводятся в узком семейном кругу.

Православная традиция располагает целым рядом блюд, которые ассоциируются с поминками: кутья (коливо), блины, кисель. Помимо этого, на стол подаются пироги, салаты, горячие мясные и рыбные блюда (в непостные дни). Согласно православной традиции, поминовение алкоголем не приветствуется, однако данная тенденция все же широко распространена, в том числе и по причине советского влияния.

Религиозный символизм православного поминовения исходит из Библии. Поминки в третий день напоминают живым о чуде воскресения Иисуса Христа на третий день и о Святой Троице. Поминовение в девятый день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые просят Царя Небесного о помиловании души новоприставившегося. Поминки сорокового дня призваны облегчить переход души в Царство Божие.

В настоящее время поминки проводятся как дома у родственников покойного, так и в банкетных залах, ресторанах и кафе. Принципиального различия между поминками в кафе и дома не существует: поминки устраиваются после церемонии погребения, участники прибывают в дом родственников или банкетный зал к накрытому столу и проводят несколько часов за трапезой.

Значение поминального обеда заключается не только в религиозной, но и в психологической составляющей. Потеря близкого человека, организация и осуществление похорон сопряжены со значительным стрессом. В ходе поминальной трапезы родственники и друзья усопшего имеют возможность отдохнуть и подкрепиться. Кроме того, общение с близкими людьми является лучшей коллективной терапией: беседуя о покойном, вспоминая его достоинства, люди делятся своей скорбью, переживаниями и воспоминаниями, а не замыкаются в себе, не остаются один на один со своим горем и болью потери.

Поминальные традиции католиков

В отличие от православной традиции, у католиков единственной фиксированной датой для поминания усопших является 2 ноября – День всех усопших верных. Кроме того, покойного поминают на третий, седьмой и тридцатый день после смерти, однако это не является обязательным.

Поминовение у мусульман

В Исламе поминальные трапезы в день похорон не приняты. Это связано с тем, что, согласно законам Шариата, в день похорон и первые дни после них запрещается проводить какие-либо празднества в доме покойного и забивать скот. По этой причине в исламской традиции не существует каких-либо специальных мусульманских поминальных блюд. Тем не менее, разрешено раздавать угощения нуждающимся и заниматься благотворительностью.

Первые поминки проводятся на третий день после похорон и включают в себя простые незамысловатые блюда. Поминальная трапеза в исламе кратковременна, мужчины и женщины при этом находятся в разных помещениях. Трапеза начинается со сладостей и чая, за которыми следует плов. В течение поминального обеда читаются молитвы и не принято вести светские беседы. По окончании поминок участники посещают могилу покойного.

Следующие поминки проводят на седьмой и сороковой день, а также в годовщину смерти. Каждый четверг, вплоть до 40-го дня, проводятся поминальные чаепития, для которых готовится халва. Поминальные сладости символизируют сладкую загробную жизнь правоверного мусульманина.

Поминки в иудаизме

Сразу по возвращении с кладбища родственникам покойного, соблюдающим траур, подают так называемую «трапезу сочувствия», состоящую из вареного яйца, вареных бобов и хлеба. Еда готовится для скорбящих их друзьями, близкими или соседями. После этого для родственников покойного начинается семидневный траур-шива, в течение которого скорбящие не покидают дом, не работают, не бреются, не стригутся и сидят только на низких табуретках либо на подушках. Во время шивы в доме зажигают свечу в знак скорби по умершему.

Посещение могилы покойного принято совершать на седьмой и тридцатый день (шлошим). На могиле родственники читают псалмы и молитвы, в этот день принято делать пожертвования, заниматься благотворительностью. Перед уходом с кладбища на могиле оставляют небольшой камешек.

В течение 11 месяцев, следующих после смерти родственника, по усопшему читают Кадиш Ятом не менее одного раза в день в присутствии миньяна (десяти мужчин) после чтения псалмов или в завершение молитвы. Согласно иудейской традиции, Кадиш запрещено читать тем людям, у кого живы оба родителя.

Кроме того, иудеи навещают могилу усопшего в йорцайт – годовщину смерти, при этом в первый год могилу посещают в годовщину похорон, а не в годовщину смерти.

Поминальные традиции буддизма

По причине многочисленности ответвлений буддизма, существует целый ряд вариаций в буддийских погребальных традициях.

Согласно вероучению Будды, тело покойного должно быть предано одной из пяти стихий: воде, огню, земле, воздуху или дереву. В обряде погребения участвуют исключительно мужчины. После возвращения с кладбища, в доме усопшего проводится обряд благоположения и призвания счастья. После этого следует буддийская поминальная трапеза.

Кроме того, на 49-й день после смерти человека проводится завершающий обряд (тараал). В этот день родственники приносят в храм-дацан подношения и приглашают лам для совершения обряда. Считается, что именно в этот день душа усопшего обретает следующее рождение.

< Пред.   След. >