Посмертные маски: традиции и современность

Посмертные маски, сделанные великими скульпторами, до сих пор хранятся в музеях. Но откуда взялась эта странная традиция, и почему живым было недостаточно прижизненных изображений покойного?

Посмертные маски появились еще до живописи — античные изображения знаменитых людей трудно назвать портретами. Они были достаточно схематичными. Но скульптура в те времена уже существовала. Правда, изначально маски с усопших снимали не для музеев, а для погребения.

Древние техники бальзамирования позволяли сохранить все, кроме лица. Чтобы на похоронах покойный выглядел благопристойно, лицо закрывали маской. Их делали из дерева и металла, они имели некоторое сходство с прижизненным обликом умершего, но не точное.

Позже, с развитием скульптуры, слепки с лиц умерших стали снимать на память, маски делали для семейных реликвариев. Также слепки использовали для дальнейшей работы, чтобы изваять барельеф, бюст или статую.

Посмертные маски в истории

Посмертные маски изготавливали из серебра, бронзы и золота, поэтому они были малодоступны. Только богатые семьи могли заказать маску умершего родственника. И, как правило, известные нам посмертные скульптурные изображения сняты с лиц знаменитых людей.

Благодаря им мы не только можем себе представить, как выглядели исторические деятели, но и узнать, от чего они скончались. Например, посмертная маска Есенина позволила выдвинуть версию, что смерть поэта была насильственной, хотя выглядела, как самоубийство. В то же время, посмертная маска Гоголя позволила, напротив, опровергнуть популярную байку, будто писателя похоронили заживо. Эксперты доказали, что он был мертв, так как на изображении видны характерные посмертные изменения.

Но случались и казусы. Самая неудачная посмертная маска в истории — посмертный слепок с лица опального императора Наполеона Бонапарта. Во-первых, он умер далеко от месторождения гипса, и негатив пришлось делать с опозданием, когда лицо уже сильно изменилось. Во-вторых, изображение получилось только с четвертой попытки. Первый слепок испортил скульптор, второй украли, третий случайно разбил доктор, а четвертый был сделан так поздно, что уже не имел почти ничего общего с настоящим лицом императора. Кроме того, супруга Наполеона, получив маску, не проявила к реликвии никакого уважения и отдала ее в качестве игрушки маленькому сыну.

Посмертные маски часто становятся предметом дискуссий в научных сообществах. Например, известно средневековое скульптурное изображение, которое, предположительно, сняли с лица Уильяма Шекспира. Но ученые до сих пор не доказали, что маска принадлежит именно ему.

Мадам Тюссо — мастер посмертных масок

Мадам Анна Тюссо, основатель самого знаменитого в мире Музея восковых фигур, начинала с посмертных масок. Она родилась в семье, где все мужчины, за исключением ее отца, работали палачами. Отец Анны был солдатом и погиб до ее рождения.

Но от судьбы не уйдешь: всю свою жизнь мадам Тюссо снимала посмертные маски с отрубленных голов. Она была талантливым скульптором и работала при дворе Марии-Антуанетты. Когда случилась революция, ее, вместе с другими роялистами, отправили в тюрьму и собирались казнить. Но никто не снимал посмертные маски лучше, чем Анна Тюссо. И после казни монаршей четы революционеры освободили пленницу в обмен на ее услуги.

В течение многих лет мадам Тюссо делала посмертные изображения жертв революции, благодаря этому в ее музее в Лондоне, куда она эмигрировала после неудачного замужества, появилась «Комната ужасов». Но и после переезда скульптор тесно общалась с палачами, делала негативы с серийных маньяков и знаменитых преступников.

История спасения мадам Тюссо — яркий пример того, насколько высоко ценили мастеров посмертных масок в Европе. Не всякий был способен к такой тонкой работе.

Как делают посмертные маски?

Посмертные маски снимают и по сей день. Они стоят недешево, но доступны уже более широкому кругу. Мастера давно отказались от дорогих и хрупких материалов, вроде золота и серебра. Они очень мягкие, с ними трудно работать, со временем на поверхности появляются дефекты.

Современные скульпторы используют либо акрилит — акриловые смолы с добавлением мраморной крошки, либо латунь с золотым напылением.

Этапы работы

Скульптор работает в морге, обычно ему ассистирует танатопрактик, который возвращает лицу умершего сходство с прижизненным изображением. Работа проводится в четыре этапа:

  1. Бальзамирование. Вскоре после смерти лицо оплывает, губы становятся тонкими, нос — маленьким, черты заостряются, морщины разглаживаются. Это сильно искажает внешность. Чтобы исправить положение, танатопрактик делает подкожные инъекции, возвращая лицу прежние формы. Он может работать по фото или в присутствии родственников, которые подскажут, что нужно скорректировать.
  2. Подготовка к снятию слепка. Перед нанесением гипса кожу обрабатывают вазелином. Если у мужчины на лица — борода, усы или бакенбарды, их предварительно заливают лаком для волос.
  3. Снятие слепка. Негатив делают из гипса. Смесь наносят кисточкой снизу вверх, начиная со лба, пока не образуется слой толщиной 2-3 см. Гипс армируют бинтами и ждут до полного высыхания. После этого маску снимают. Она может расколоться, но тогда ее просто склеивают.
  4. Изготовление маски. Отливают маску в мастерской по форме, снятой в морге. Скульптор может изготовить несколько экземпляров. Если в качестве материала используется акрилит, изготовление займет 1-2 дня, но с латунью работать сложнее, и на одну маску уходит месяц.

Самое главное — вовремя снять негатив. В прошлые века скульптор часто уже ждал за дверью, пока человек еще был жив. Во всяком случае, люди старались пригласить мастера сразу после смерти. Сейчас это не обязательно. Но снимать негатив нужно в течение первых суток.

< Пред.   След. >