Как христианство относится к кремации

Кремация пугает многих православных христиан, поскольку, якобы, противоречит их религии. Так ли это на самом деле?

В мире свирепствует пандемия коронавируса. В странах, стоящих на первом месте по количеству зараженных, трупы людей, умерших от COVID-19, кремируют. В России же пока не выработано единых рекомендаций. Родственникам предлагается два варианта — захоронение в цинковом гробу или кремация.

Кремация с точки зрения логистики и религии

Кремация - это разрушение тела умершего человека под воздействием критически высоких температур. После сожжения трупа остается только горстка пепла. Прах помещают в урну и закапывают в землю, устанавливают в колумбарий или развеивают над землей. Это вполне рационально, с точки зрения логистики. С каждым годом количество свободной земли уменьшается, кладбища закрываются, найти место бывает непросто. В то же время, даже если урну с прахом зарывают в землю, на одной и той же площади урн поместится больше, чем гробов. Здесь все вполне очевидно.

С точки зрения религии, все сложнее. Сожжение тела - языческий обряд. Он практиковался в Древней Руси, Греции и Риме. Существовала подобная традиция и у викингов, которые отправляли своих умерших по воде на горящей ладье. С приходом христианства кремацию запретили под страхом смертной казни. Погребение в землю практиковалось до XVIII века. Но тогда в Европу пришли моровые поветрия, людей, умиравших от эпидемий, стало слишком много. Не было возможности выделять отдельные места на кладбищах, стали образовываться братские могилы. И Европейские правители решили пересмотреть свое отношение к кремации.

В настоящее время сожжение тел умерших разрешено в следующих религиях:

  • буддизм;
  • синтоизм;
  • джайнизм;
  • индуизм;
  • Свидетели Иеговы;
  • различные языческие направления.

Ислам, иудаизм и Греческая православная церковь категорически запрещают этот обряд. Так, в Греции и на Кипре до сих пор нет крематориев. А что говорит Русская православная церковь?

Как христианство относится к кремации

РПЦ и кремация

Все, кто хотя бы поверхностно знаком с Библией, знают, что тела хоронят в земле со вполне определенной целью. Тело считается сосудом Божьим, в который помещен Святой Дух. Оно остается таковым даже после смерти, поэтому с телом надлежит обращаться почтительно.

Есть здесь и некая перспектива. В Судный День мертвые должны восстать и предстать пред Богом. Ожидание и подготовка к этому дню лежит в основе православной веры. Но если тело уничтожается навсегда, и от него остается лишь прах, человек уже не предстанет перед Божьим Судом. То есть, кремация, по мнению некоторых священников, разрушает саму основу веры.

Впрочем, не все так категоричны. Многие поддерживают точку зрения Минуция Феликса, который жил в III в. н.э. Он говорил, что сожжение тела не является желательным, но верующие не должны его бояться. Примерно к такому же выводу пришел Священный Синод, состоявшийся 5 мая 2015 года. Тогда был принят документ «О христианском погребении усопших». Кремация по-прежнему не признается нормой. Но она является допустимой, если нет возможности поступить иначе. И желательно все-таки зарыть урну с прахом в земле.

При этом Синод издал еще один документ, который призывает не обвинять людей, выбравших кремацию по тем или иным причинам. Духовники только должны напомнить родным, что погребение в земле предпочтительнее. Однако и в крематории можно служить церковную панихиду. Кроме того, священникам не запрещается упоминать и молиться за кремированных усопших.

В Библии говорится, что при погребение главное - вознести молитву за покойного. Поэтому родственникам нечего опасаться, что они нарушают какие-то церковные каноны. Церковь не одобряет, но не запрещает кремацию, особенно в таких исключительных случаях, как пандемия смертельно опасного вируса. Но пока нет четких инструкций от властей, каждый сам решает, как именно стоит хоронить близкого человека.

< Пред.   След. >