Кенотафы у дороги — дань памяти или ненужное напоминание?

Традиция устанавливать кенотафы на обочинах трасс вызывает множество споров. Одни считают это данью уважения погибшим, а другие — ненужным напоминанием о смерти, которое может спровоцировать новые аварии.

С юридической точки зрения, люди, которые устанавливают у дороги памятник погибшему в ДТП родственнику, ничего не нарушают. Поскольку кенотаф не предполагает захоронения на этом же месте, а насчет памятников в законе ничего не сказано. Поэтому часто у обочины можно увидеть не только скромные венки и кресты, но и целые стелы и инсталляции из автомобильных покрышек и прочих материалов. Однако, пытаясь увековечить память умершего, его близкие часто забывают о живых.

Когда появились первые придорожные кенотафы?

По мнению антропологов, первые кенотафы у дорог появились еще в глубокие советские времена — приблизительно в 1960-х годах. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что упоминания об этом встречаются в художественных произведениях того времени. Например, в фильме «Живет такой парень» (В.М. Шукшин, 1964 год) есть эпизод, где герои останавливаются рядом с придорожным обелиском, увенчанным красной звездой. И упоминается о том, что на этом месте погиб в аварии товарищ одного из них.

Как раз во времена «оттепели» люди стали обращаться к религии. Но, поскольку большинство имели о ней смутное представление, христианские традиции стали путать с языческими. Ведь это в язычестве существовало поверие, что иногда души умерших возвращаются на место своей смерти — поэтому на этих местах и устанавливали обелиски. Вероятно, с этим суеверием и связана традиция придорожных кенотафов. Но только родственники погибших стали устанавливать на местах катастроф памятники с христианской символикой. Церковь не одобряет эту практику, но к ней редко прислушиваются.

Надо сказать, не только в СССР были распространены обелиски на обочинах. Их также можно увидеть вдоль дорог Польши, Румынии и Греции. В России особенно много придорожных кенотафов стало появляться с начала 2000-х годов.

Чем вредят придорожные кенотафы?

Некоторые считают, что наличие памятников на местах аварий, на особо опасных участках дороги, должно служить напоминанием водителям — о том, чтобы вести машину аккуратно. Но это идет вразрез с человеческой психологией.

Во-первых, яркие цветы и необычные мемориальные стелы отвлекают внимание водителя от дороги. Во-вторых, доказано, что автовладельцы подсознательно стараются быстрее проехать место, где произошла трагедия, и наоборот увеличивают скорость. Наконец, многим просто неприятно каждый день по дороге на работу вспоминать о смерти, это вызывает отрицательные эмоции и тоже может сказаться на аккуратности вождения.

Поскольку обелиски устанавливают на проселочных дорогах, вблизи часто оказываются поселки или деревни. И жителям могут мешать родственники, которые приезжают к кенотафу, устраивают поминки и вообще шумят.

Почему кенотафы у дороги нельзя запретить законом?

Инициативы запретить памятники у обочин часто выдвигаются чиновниками разных регионов. Но они всегда натыкаются на пробелы в законодательстве.

По закону, нельзя устанавливать памятники в городе, в общественных местах: в парках, жилых зонах, на детских площадках и т.д. Но придорожная территория загородных трасс не является общественным местом и, фактически, никому не принадлежит. Поэтому нельзя вынести такой запрет.

Правда, закон и не защищает эти мемориальные сооружения. Поэтому кенотафы часто подвергаются атакам вандалов. Но это не пугает желающих запечатлеть память о трагедии в виде обелиска у дороги.

< Пред.   След. >