Обзор законопроекта «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

16.12.2020

Новый проект Федерального закона вынесен на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания 27 ноября 2020 года. Автором законопроекта является член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Антон Викторович Жарков. Текст предложенного на рассмотрение закона существенно отличается от текста действующего ныне Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Разработка законопроекта связана с тем, что действующее с 1996 года законодательство не способно в полной мере регулировать похоронную отрасль, которая по оценкам экспертов является одной из самых коррумпированных. Новый закон призван навести порядок в сфере ритуального обслуживания, оградить граждан от мошеннических действий, создать здоровую конкуренцию среди организаций, оказывающих ритуальные услуги, и урегулировать цены.

Проект закона содержит 100 страниц, в их числе 7 глав:

  1. Общие положения.
  2. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере похоронного дела.
  3. Гарантии осуществления погребения.
  4. Организация похорон и ритуальные услуги в сфере похоронного дела.
  5. Объекты похоронного назначения.
  6. Место захоронения.
  7. Заключительные и переходные положения.

Специализированные службы по вопросам похоронного дела

Согласно законопроекту, специализированной службой по вопросам похоронного дела может стать любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который:

  • внесен в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
  • зарегистрирован в субъекте РФ и осуществляет похоронное обслуживание на его территории;
  • на законном основании имеет в распоряжении недвижимое имущество, необходимое оборудование, катафальный транспорт;
  • имеет необходимое количество квалифицированных сотрудников.

Статус специализированной службы по вопросам похоронного дела присваивается организации на основании соглашения об осуществлении деятельности по организации похорон с уполномоченным органом исполнительной власти РФ. Порядок подачи заявления и регистрации специализированной службы по вопросам похоронного дела подробно описан в статье 20 законопроекта «Регулирование деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела». Специализированная служба будет вправе осуществлять ритуальные услуги и услуги по организации похорон только на территории того субъекта РФ, с уполномоченным органом которого у нее заключено соответствующее соглашение. Предоставление мест для захоронений не входит в список услуг, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Согласно тексту законопроекта, уполномоченные органы будут наделены правом проведения проверок работы специализированных служб. Одним из поводов для проведения проверки может стать обращение граждан или юридических лиц с заявлением о несоблюдении похоронной службой законодательства в сфере ритуального обслуживания. Проект закона устанавливает порядок и сроки проведения проверок, обжалования, устранения нарушений.

Специализированная служба может лишиться своего статуса, если:

  • Имело место существенное нарушение условий соглашения:
    — предоставление ложных документов,
    — отсутствие необходимого оборудования, катафального транспорта и недвижимости,
    — отсутствие квалифицированных сотрудников,
    — отказ в предоставлении гарантированного перечня услуг по погребению или нарушение требований, предъявляемым к этим услугам.

  • Специализированная служба или ее сотрудники привлекались к административной ответственности (3 раза в течение трех лет)
    — за нарушение в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
    — за нарушение требований по приему заказов,
    — за незаконное получение или распространение сведений о смерти граждан.

В этих случаях уполномоченный орган имеет право расторгнуть соглашение в одностороннем порядке, а юридическое лицо или ИП вносятся в реестр недобросовестных служб по вопросам похоронного дела с указанием причины расторжения соглашения. 

Одним из существенных изменений станет создание единых реестров специализированных служб по вопросам похоронного дела и недобросовестных специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Реестры будут размещены в открытом доступе в сети Интернет. В них будет содержаться актуальная информация обо всех юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, с которыми уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в сфере похоронного дела или уполномоченным органом в сфере похоронного дела было заключено или расторгнуто соглашение об осуществлении деятельности по организации похорон.

Прием заказов на ритуальное обслуживание

Еще одним принципиально важным пунктом законопроекта является статья 19 «Организация похорон». В ней описываются правила приема заказов на ритуальное обслуживание. Специализированная служба по вопросам похоронного дела должна иметь диспетчерский центр приема заказов и пункт приема заказов. Агенты похоронных служб имеют право принимать заказы на ритуальное обслуживание только на основании обращений граждан. До момента обращения человека, организующего похороны, представители ритуальных служб не имеют права взаимодействовать с родственниками покойного.

Защита персональных данных граждан

Отдельное внимание в законопроекте уделяется защите персональных данных граждан — данных о смерти. Это знаковый момент для российского похоронного законодательства, так как в настоящее время данные о смерти граждан являются объектом купли-продажи недобросовестных сотрудников государственных и частных структур.

Согласно статье 23 законопроекта, любые должностные лица, располагающие информацией о смерти граждан

  • не имеют права разглашать эти сведения любым третьим лицам, за исключением близких родственников покойных;
  • не имеют права каким-либо образом склонять родственников покойных к приобретению ритуальных услуг или заключению договоров на ритуальное обслуживание с определенной организацией.

Кладбища

В новом законопроекте вводится понятие частных кладбищ. Если проект закона будет одобрен, на территории Российской Федерации появятся погосты, находящиеся в частной собственности либо переданные частному партнеру на основании заключенного соглашения в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственночастном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Необходимость создания частных кладбищ будет определяться органами государственной власти субъектов РФ в сфере похоронного дела. Они же будут уполномочены определять общие правила содержания объектов похоронного назначения и порядок предоставления земель для создания частных кладбищ.

Места для создания смейных (родовых) захоронений на частных кладбищах на возмездной основе будут предоставляться в том же порядке, что и места на государственных и муниципальных кладбищах: через публичную оферту, по результатам открытого аукциона или по факту смерти.

В законопроекте предлагается создать единый реестр мест захоронений, учитывающих сведения о кладбищах, их кадастровые номера, площади и количество мест захоронений. В реестре будут содержаться сведения обо всех обособленных местах захоронений и участках захоронений на государственных, муниципальных и частных кладбищах: могилах, склепах, усыпальницах, мавзолеях, пантеонах. В реестре будут содержаться следующие сведения о каждом месте захоронения:

  • личные данные всех захороненных (ФИО, даты рождения и смерти, номер записи акта о смерти);
  • способ погребения захороненных;
  • данные ответственного за могилу;
  • тип могилы, наличие надмогильных сооружений, номер места и участка, местоположение.

Также реестр должен содержать информацию о месте кремации останков умерших.

Помимо открытых и закрытых кладбищ, в законопроекте вводится понятие «Кладбище специального режима использования». Участки на таких кладбищах будут предоставляться только для семейных (родовых) захоронений и для захоронения граждан, имеющих особые заслуги перед обществом и государством. В настоящее время такие кладбища относятся к категории закрытых для свободных захоронений.

Согласно законопроекту, закрытыми кладбищами будут признаваться те погосты, территория которых полностью исчерпана для создания новых захоронений. На закрытых кладбищах будут производиться только родственные захоронения в существующие семейные могилы.

Крематории

В законопроекте утверждается право на создание частных крематориев. Они, как и частные кладбища, будут создаваться наряду с государственными и муниципальными. Отдельным пунктом прописывается возможность создания частных крематориев на вероисповедальных кладбищах.

Похоронные дома

Во многих западных странах, в частности, в США, давно действуют частные похоронные дома. Но для российской погребальной культуры это принципиально новое понятие. В новом документе, предложенном на рассмотрение Госдумы, похоронный дом определяется как объект похоронного назначения, в котором осуществляется комплекс услуг по организации и проведению похорон, а также оказание иных ритуальных услуг.

В статье 33 законопроекта в настоящий момент прописаны только общие требования к похоронному дому. Он может находиться в государственной, муниципальной и частной собственности, но не может располагаться на территории медицинской организации.

Для присвоения статуса похоронного дома организация обязана иметь в своем составе:

  • пункт приема заказов на ритуальное обслуживание;
  • диспетчерскую службу;
  • помещение для хранения останков (трупохранилище);
  • помещение для подготовки тел к погребению;
  • зал для проведения ритуальных служб.

Кроме того, в состав похоронного дома могут быть включены:

  • крематорий;
  • колумбарий;
  • зал для проведения поминок;
  • магазин ритуальных принадлежностей;
  • мастерская.

Ознакомиться с полным текстом законопроекта можно на сайте Госдумы.

< Пред.   След. >