Символы смерти в европейском искусстве

14.12.2020

Смерть часто становится центральной темой в различных произведения искусства — от живописи до литературы. Символика смерти в них разнится от эпохи к эпохе.

Символы смерти в европейской культуре возникали в разное время под влиянием целого ряда факторов. Например, христианство подарило миру такой образ, как череп. Жнец с косой появился в разгар эпидемии чумы. А прогулки по кладбищам стали популярны в эпоху романтизма. В общем, сама жизнь подсказывала людям подходящую символику.

Скелет (античные времена)

Самый древний и, наверно, самый очевидный символ смерти. Этот образ часто встречается в античной культуре. Причем никаких негативных коннотаций у него тогда не было. Просто это был всем понятный символ.

Человек умирает, плоть исчезает, от него остаются лишь кости, которые однажды превратятся в пыль.

Наиболее древнее изображение скелета найдено в засыпанных пеплом Помпеях. Фреска на стене изображает скелет с двумя амфорами в руках, а внизу можно прочитать надпись: «Carpe Diem», что в переводе с латыни означает «лови момент». Этот афоризм широко известен как напоминание о скоротечности жизни.

Ангел Смерти, Всадники (X-XII вв.)

В раннехристианскую эпоху смерть представала в образе Ангела, который спускается с неба, чтобы забрать душу, когда приходит ее время. Тогда люди относились к смерти довольно легко, ведь она означала избавление от земных страданий. Так что и лик Ангела не был суровым.

Также в некоторых произведениях этой эпохи можно встретить образы Всадников, что путешествуют по миру, забирают тех, кто покинул его, и доставляют прямиком к Богу. И эти существа совсем не напоминали страшных Всадников Апокалипсиса, о которых тогда еще никто не слышал.

Как мы видим, и во времена раннего христианства смерть вовсе не выглядела, как что-то страшное, не ассоциировалась с разложением, тлением и прочими неприятными вещами.

Череп (XII-XIII вв.)

Изображение черепа в средневековых произведениях искусства появилось под влиянием христианства. В общем-то, изначально у черепа был такой же символический смысл, как и у античного скелета. Но клирики добавили ему новых оттенков.

Череп в раннем Средневековье символизировал не просто смерть, а тленность бытия в целом. Он воплощал в себе все материальное, а оно противопоставлялось духовному.

В религиозных книгах часто можно было встретить такую иллюстрацию: череп покоится в основании Голгофы, на которой был распят Иисус Христос. Считается, что это — голова первого человека, Адама, совершившего Первородный Грех. Когда Спаситель был распят, его кровь стекла вниз, попав на череп грешника, и смыла грехи со всего человечества.

Черный Жнец и Пляска Смерти (XIII-XIV вв.)

В XIII веке на Европу обрушилась страшная напасть — эпидемия чумы или, как ее называли, Черной Смерти. Предположительно чуму стали называть так потому, что тела умерших от болезни быстро чернели. О Великой эпидемии чумы мы уже писали ранее.

Ужасные страдания, в которых умирали люди, страх перед этой кошмарной участью — все это практически полностью стерло из искусства светлый образ смерти, как избавления. Теперь она представлялась, как страшная, непреодолимая сила. Соответственно, изменились и символы.

Именно тогда появился Жнец с серпом. В другой руке он держал песочные часы (о них мы еще расскажем далее). В отличие от Ангела, Жнец или Старуха с косой, были жестоки и беспощадны и собирали кровавую жатву, не считаясь ни с чем.

Пляска Смерти — еще один мрачный образ из чумных времен. Так называли хоровод мертвецов, причем всегда подчеркивалось, что это люди из разных сословий — и феодалы, и торговцы, и простые крестьяне. Художники как бы говорили: смерти не важно, богат ты или беден, она заберет тебя так же, как и всех остальных.

Песочные часы (XIII-XIV вв.)

Песочные часы изначально были символом времени. Но в эпоху чумы этот образ приобрел еще одно мрачное значение. Их держал в руках Жнец, намекая живым на скоротечность бытия. Песчинки падают вниз так быстро — опомниться не успеешь, как их совсем не останется.

Существовала также легенда, что в доме Смерти хранятся миллионы песочных часов, это время всех живущих на земле. Когда время истекает, Жнец разбивает часы, и человек умирает.

Мрачные натюрморты (XVI-XVII вв.)

В Эпоху Возрождения начала зарождаться мрачная эстетика смерти. Популярной темой в живописи стали натюрморты, запечатлевающие увядание. Нередко художники изображали вянущие или уже мертвые цветы, только что погасшие свечи, разбитую посуду и погибших бабочек или мотыльков.

Грубые образы смерти отодвинулись на второй план. Искусство стало более дидактическим. Подобные произведения не констатировали факт умирания, а говорили о том, что жизнь скоротечна, и нужно прожить ее правильно.

Романтические погосты (XVIII-XIX вв.)

С развитием романтизма смерть приобрела еще более красивое звучание. Она теперь не пугала, а притягивала. Художники и поэты писали о ней, как о чем-то загадочном и необычном.

Романтиков не интересовала истлевшая плоть, их волновало то, что будет за чертой. Потустороннее, сверхъестественное заняло центральное место в искусстве. А самым любимым образом стали кладбища. Освещенные луной погосты, красивые девушки-призраки, скитающиеся между одиноких могил, таинственные склепы — все это будоражило воображение людей.

Позже кладбищенская эстетика нашла новое выражение в готике. Но это была уже куда более мрачная красота. Да и красотой она уже, по сути, не являлось, поскольку готика вернулась к образам тления, разложения и распада. Достаточно вспомнить жуткие рассказы о погребенных заживо.

Война (XX в.)

В начале XX века человечество столкнулось с еще более страшным явлением, нежели чума, погрязнув в мировых войнах. Теперь уже не какая-то неведомая сила отнимала человеческие жизни. Люди сами убивали друг друга. Причем убивали совершенно без всякого смысла.

Люди искусства по-разному переосмысляли страшную бойню в своих произведениях. Наиболее ярким воплощением войны в живописи можно назвать «Гернику» Пабло Пикассо. Картина была написана после бомбардировки немцами одноименного города в Испании. Ее сложно описать словами. Но когда в 1940 году фашисты увидели это полотно, они пришли к художнику и спросили: «Это сделали вы?». На что Пикассо ответил: «Нет, это сделали вы. Можете оставить себе на память». Неизвестно, почему, но художника не наказали за его дерзость.

В современном искусстве используются разные символы смерти — от черепа до неочевидных концептуальных образов. На сегодняшний день, их существует очень много. Но ни один символ не может выразить весь хтонический ужас, всю эстетику и всю простоту такого пугающего человечество явления, как смерть.

< Пред.   След. >