Потеря: как помочь ребенку пережить утрату близкого человека

Проработка утраты с ребенком. Можно ли плакать при детях, если умер родственник.

Смерть близкого родственника — это, как правило, трагическое событие и сильный стресс для всех членов семьи. Только если структуры головного мозга взрослых достаточно развиты для того, чтобы пережить утрату, то психике ребенка это событие может нанести существенный вред. Дети не могут справиться с такими переживаниями в одиночку. Если в семье кто-то умирает, одна из первостепенных задач взрослых — помочь пережить потерю детям.

В возрасте 5 лет у любого ребёнка, который развивается нормально, появляется страх смерти. Именно в этот период происходит осознание конечности земного бытия. Поэтому, если говорить о переживании смерти родственника ребенком, важно осознавать детский возраст.

До пятилетнего возраста ребенок, которому пришлось столкнуться с утратой, поймет случившееся совсем не так, как ребенок постарше. С детьми до 5 лет целесообразно прорабатывать потерю образами. Например, рассказывать о том, что бабушка полетела на небо и теперь наблюдает за нами сверху.

После того как ребенку исполнилось 5 лет, скорее всего, у него начнут появляться вопросы, касаемо конечности жизни. Очень важно отвечать ему честно, объяснять, что земное существование любого человека ограничено по времени. Если ребенок начал задавать вопросы, значит, он готов услышать на них ответы — это не философские мысли, а позиция нейропсихологов.

Если в семье произошло трагическое событие, ребенка, который уже знаком с понятием смерти, важно брать с собой на похороны или хотя бы на поминки. Специалисты в области психологии говорят о том, что стремление родителей оградить детей 5 лет и старше от волнительных переживаний о смерти, может привести к отсутствию у детей страха за собственную жизнь. А это, в свою очередь, приводит к суицидальным мыслям в подростковом возрасте, а также непониманию опасности алкоголя и наркотиков.

Методики проработки утраты с ребенком

Первое, что нужно сделать с ребенком, который переживает утрату — завести Дневник памяти. Воспоминания стираются, многое забывается или искажается с течением времени. Поэтому важно помочь ребенку сохранить моменты, связанные с умершим близким. Еженедельно выделяйте время для совместной проработки с ребенком воспоминаний, связанных с умершим. Каждая страница дневника памяти — это отдельное воспоминание. Попросите ребенка вспомнить что-то, связанное с умершим. Это может быть как позитивный момент, так и негативный. Главное — позволить ребенку самому рассказать, как это было, не дополняя воспоминание своими мыслями и воспоминаниями. Если ребенок еще не умеет писать, запишите воспоминание сами, а ему позвольте нарисовать все, что он помнит или чувствует в отношении этого момента. Спустя неделю снова вернитесь к Дневнику памяти, сохранив новое воспоминание.

Арт-терапия — отличный способ проработки переживаний. Это может быть не только рисование, но и лепка, создание коллажей и поделок, любые формы творческого самовыражения.

Религиозные традиции и учения также могут помочь, особенно если в вашей семье это принято. Поставить свечу за усопшего близкого, помолиться о нем, мысленно поговорить —это помогает пережить утрату не только взрослым, но и детям.

В переживании смерти близкого человека, как и во многих других аспектах жизни, важно показывать детям пример. С одной стороны, не стоит сдерживать слезы и делать вид, будто вы не переживаете. Адекватная эмоциональная реакция на потерю — это душевная боль, слезы, печаль. Если ребенок видит от родителей пример того, как они блокируют проявление собственных негативных эмоций, это может сформировать запрет на эмоции у самого ребенка и навредить развитию его эмоционального интеллекта. С другой стороны, в проявлении эмоций скорби и печали нельзя перебарщивать, рыдая и причитая во весь голос. Это может испугать детей и пошатнуть их базовое ощущение безопасности, ведь эмоциональная стабильность близких взрослых — гарант этого. Родители должны контейнировать эмоции детей, никак не наоборот.

Правильнее всего, если родители позволяют себе слезы и грусть, рассказывают детям, что они чувствуют, называя свои эмоции. Но при этом подают пример того, как работать с этими эмоциями и, конечно, показывают, что жизнь продолжается.

< Пред.   След. >