Спиритизм и православие

12.11.2020

Утрата близких часто толкает людей на странные поступки, например — обращение к медиумам в попытке поговорить с душой умершего. Но стоит ли это делать, и как относится православная церковь к подобным «контактам»?

Спиритизм — то есть, общение с умершими, стал почвой для возникновения целого философского течения под названием спиритуализм. Согласно этой концепции, человеческое сознание бессмертно. И когда тело умирает, оно просто переходит на новый уровень бытия, в новое пространство. И живые, обладая определенными знаниями и навыками, могут вызвать души в материальный мир и поговорить с ними.

Основоположником этой доктрины считается французский исследователь Аллан Кардек, живший в XIX в. Начиная с 1850 года, он практиковал спиритические сеансы, используя дочерей своего друга в качестве медиумов. Кардек не просто утверждал, что говорит с духами, он говорил, что они учат его правильному миропониманию и написал несколько трудов, в том числе «Книгу Духов» и даже «Евангелие в трактовке духов».

Эти книги всерьез восприняли такие люди, как писатель Артур Конан Дойль и император Наполеон III. Хотя, конечно, с точки зрения современного человека, большая часть этих текстов совершенно абсурдна. Однако сам по себе спиритизм, хоть он так тогда и не назывался, существовал еще до Кардека.

Когда люди начали общаться с духами

Практика общения с предками или просто душами умерших уходит корнями в глубокую древность. Подобные обряды практиковали язычники: древние греки и римляне. В частности, к духам обращался за советом известный мудрец Сократ, и он всерьез им верил.

В общем-то, сложно назвать какую-то культуру, в которой не было такой традиции, как обращении к загробному миру. У каждого народа были свои умельцы, которые советовались с духами, и называли их по-разному: некроманты, шаманы, знахари, колдуны. Но суть оставалась той же.

Появление спиритизма в Европе

Но как же эти темные верования проникли в христианскую Европу? Большинство источников указывают, что спиритизм пришел из-за океана, из США. Но многие при этом забывают историю английского пастора протестантской церкви Джона Пордейджа, который утверждал, что в его дом по ночам являются гости «из ада и рая». Это подтверждали его домочадцы. Они видели силуэты людей и других существ и даже ощущали физические проявления в виде запахов. Также на стенах дома появлялись рисунки, которые было невозможно стереть. Странные проявления продолжались в течение месяца, а потом навсегда исчезли. Однако эта история относится к 1600-м годам, поэтому правдивость ее довольно сомнительна.

Современный же спиритизм действительно пришел из Америки. Отправной точкой считается 1848 год. Фермер по фамилии Фокс снял домик в штате Нью-Йорк, и вскоре вся семья начала слышать странные звуки. Дочери хозяина, Кейт и Маргарет, выяснили, что это не просто звуки, а попытки некоего духа наладить с ними контакт. Девочкам удалось пообщаться с ним и узнать, что это дух мужчины, убитого в этом доме много лет назад. Они прославились на всю страну и потом, уже став взрослыми, стали устраивать спиритические сеансы, на которые приходили толпы людей. Именно эти два медиума являются основоположниками спиритизма, бум которого пришелся на XIX век. Правда, будучи уже в преклонном возрасте, сестры признались, что все их сеансы были мошенничеством. Но, что интересно, им не поверили.

Мода на спиритизм распространилась со скоростью чумы, не только в США, но и на европейском континенте. Появились сотни медиумов по всему миру. И, наконец, в 70-е годы XIX в. общение с духами стало популярным и в России. Правда, у нас, в отличие от Европы, к «столоверчению», как его называли, отнеслись, скорее, как к интересной забаве. Духов стали повсеместно вызывать в светских салонах. Аристократы были в восторге от нового развлечения.

Позже с этим феноменом начали бороться ученые. В частности, химик Менделеев создал целую комиссию, которая выводила на чистую воду медиумов-шарлатанов. В газетах появились скандальные статьи, разоблачающие самые эффектные приемы с летающими столами, мрачными силуэтами и «бесплотными» руками, трогающими участников сеансов. После этого аристократия охладела к любимой забаве.

Спиритизм в современном мире

В просвещенном XXI веке, конечно, уже редко можно встретить салоны, в которых проводятся классические спиритические сеансы, но они все равно существуют. Только сейчас туда приходит уже совсем другая публика.

Если в прошлом это были аристократы, которые стремились пообщаться с духами известных людей, вроде Пушкина или Сен-Жермена, то теперь к медиумам приходят безутешные скорбящие, потерявшие близких. Они надеются, что спирит сможет вызвать из загробного мира их родных, чтобы еще раз поговорить с ними. Разумеется, медиумы делают это не бесплатно.

Многие люди становятся постоянными клиентами, «общение» с умершими близкими превращается в наркотик. И если его прекратить, это может кончиться плачевно: в лучшем случае — нервным срывом, а в худшем — попыткой суицида. Так что психологи в один голос утверждают, что людей, переживших утрату, нужно беречь от подобных «контактеров». Кроме того, церковь тоже выступает против.

Православная церковь против спиритизма

Отношение православных священников к общению с душами умерших — строго негативное. С точки зрения религии, все души, покидая землю на 40-й день после смерти тела, попадают в руки Господа. Он судит их по делам и отправляет либо в рай, либо в ад, откуда нет обратной дороги в мир живых. Так что никакое общение с ними, в принципе, невозможно.

В Библии неоднократно упоминается о том, что попытки подобных контактов есть зло.

«И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее... Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них» (Лев. 20:6,27).

Ортодоксальные священники верят в то, что во время спиритических сеансов люди говорят с демонами и бесами, которые скрываются под личиной их близких. И если это продолжается достаточно долго, люди могут стать одержимыми или сойдут с ума.

Более прогрессивные служители церкви говорят о том, что со стороны «контактеров» это просто шарлатанство и попытки заработать на чужом горе, что само по себе уже грех. А несчастные, которые попадают в руки «медиумов», нуждаются в помощи психологов, поскольку в состоянии острого горя не отдают себе отчет в своих поступках.

В любом случае, церковь считает, что лучшим лекарством от утраты является молитва, а не обращение к сомнительным личностям. Молитва не только помогает душам усопших, но и несет утешение скорбящим.

< Пред.   След. >