Траурный поезд У-127

02.02.2022

Этот паровоз является главным экспонатом музея «Траурный поезд Ленина» в Москве. Но в далеком 1910 году он был самым обычным поездом в Ташкенте.

Когда очередной паровоз сошел с конвейера Путиловского завода, революция еще даже не случилась. Его использовали для пассажирских перевозок. В ходе гражданской войны паровоз оказался сильно поврежден, и его доставили в Москву, чтобы разобрать на запчасти. Однако в мае 1923 года он снова встал на рельсы и выглядел уже совершенно иначе.

Первый революционный паровоз

Неизвестно, кто был инициатором этой идеи, но паровоз У-127 покрасили в красный и расписали яркими революционными лозунгами. Водили его, конечно, рядовые машинисты, но почетным машинистом выбрали самого Ленина.

Однако Вождю не долго суждено было носить это гордое звание, так как 21 января 1924 года Владимир Ильич погиб от кровоизлияния в мозг. Для партии и народа это была большая трагедия. Кроме того, умер он не в Москве, а в усадьбе Ленинские Горки, которая в те времена находилась весьма далеко от столицы. Тело требовалось доставить в Москву. Но, конечно, представить, что самого Ленина повезут на обычном катафалке, казалось решительно невозможным.

Тогда и вспомнили про паровоз У-127. К нему прицепили вагон №1691, в который поместили покойного. И так, по железной дороге, доставили его на Павелецкий вокзал. Прощание было долгим и торжественным. Но, как мы знаем, тело Вождя и по сей день не погребено, что вызывает яростные споры в обществе и правительстве.

Что было с поездом дальше?

Логично предположить, что сразу после похорон траурный поезд занял особое место и был отправлен в музей. Но на самом деле это случилось намного позже. В течение следующих 13 лет паровоз использовали по назначению на железной дороге. И только после того, как он окончательно вышел из строя, решено было сделать из него музейный экспонат.

Правда, и тогда музей еще не построили. Сначала паровоз отреставрировали и поставили возле Павелецкого вокзала, в память о его почетной миссии. Но он стоял под открытым небом, так что скоро ему снова понадобился ремонт. Однако как раз в эти годы началась Великая Отечественная война, и паровоз, как историческую ценность, эвакуировали в Ульяновск — на малую родину Вождя.

Только в 1948 году его вернули обратно в Москву и создали музей, где находится и сам паровоз, и вагон, в котором пребывало тело Ленина.

В 1970-х годах, когда страна готовилась принимать Олимпиаду, отремонтировали и само помещение. И сейчас оно выглядит довольно помпезно благодаря мрамору, лабрадориту и гранату, которые использовали в отделке. В 1979 году началась последняя реставрация паровоза, и ровно через год ее закончили.

Сейчас в музее «Траурный поезд Ленина» можно не только посмотреть на поезд-катафалк, но и узнать много интересного об истории железной дороги.

< Пред.   След. >