Отчет по анализу рынка похоронных услуг

21.01.2011

Опубликованный федеральной антимонопольной службой аналитический отчет по анализу рынка похоронных услуг (в разрезе муниципальных районов и городских округов).

Общие положения

По официальным данным на 1 января 2009 года, в России проживает 142 млн. граждан.
По численности населения Россия в настоящее время занимает восьмое место в мире после Китая (1,3 млрд.), Индии (1,07 млрд.), США (300 млн.), Индонезии (250 млн.), Бразилии (185 млн.), Пакистана (170 млн.) и Нигерии (155 млн.). А замыкают десятку Япония (127 млн.) и Мексика (115 млн.). В России, единственной из десятки крупнейших стран мира, население сокращается (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Динамика численности населения России в 1982–2008 гг., млн. чел.1

К снижению общей численности населения закономерно приводит очень низкая (одна из самых низких в мире в расчете на 1000 жителей) рождаемость в сочетании с довольно высокой смертностью населения. Главным образом в среднем возрасте. И особенно среди мужчин от 30 до 50 лет. Представленные на графике (диаграмма 2) кривые динамики рождаемости и смертности за последние 26 лет образуют фигуру, отдаленно напоминающую крест. Во многих источниках ее так и называют — «Русский демографический крест».
Высокая смертность россиян связана с пренебрежительным отношением к собственному и чужому (работников, граждан) здоровью; удручающим состоянием здравоохранения; широким распространением вредных привычек (малоподвижный образ жизни, употребление алкогольных напитков, наркотиков); плохой экологией. В ближайшие два-три года смертность может сократиться еще на 10–12% (к 2008 г. по сравнению с пиковыми значениями 2003–2005 гг. она уже сократилась на 11%), и этот показатель стабилизируется на уровне около 1,8 млн. смертей в год.
Таким образом, в лучшем случае в ближайшее время можно рассчитывать на снижение показателя превышения смертей над рождениями с 500–900 до 200–400 тысяч в год по сравнению с концом 1990-х — началом 2000-х гг. Половина этого разрыва, как и раньше, будет компенсирована за счет миграции. Сокращение численности населения в ближайшие 20 лет может составлять 100–200 тысяч человек в год, или от 2 до 4 млн. за весь этот период.

Диаграмма 2. Динамика рождаемости и смертности в России в 1982–2008 гг., млн. чел.2

В целях обеспечения санитарной и карантинной безопасности компактного проживания людей в населенных пунктах, человеческое сообщество должно изолировать либо уничтожать тела умерших. Необходимость поддержания жизнеобеспечения населенного пункта требует, чтобы тела умерших были либо захоронены в земле, либо кремированы. В силу этих требований логично, что сфера погребения является «зоной ответственности» коммуны (местных властей, либо местного самоуправления) и входит в состав жилищно-коммунального хозяйства.
Соответствующие услуги являются социально значимым видом услуг. Их особенность заключается в том, что при относительно небольшом объеме индивидуального спроса, редком обращении за этими услугами, их приобретение связано с чрезвычайными обстоятельствами в жизни людей. Эти услуги абсолютно необходимы для потребителей, от них практически невозможно отказаться, их вынуждены покупать по любой цене и при любых условиях и выполнять в очень ограниченный отрезок времени. Это делает спрос на данный вид услуг слабо эластичным по цене. При этом сознание потребителей (населения) о потенциальной возможности удовлетворить  потребность в ритуальных услугах на определенном качественном уровне за обоснованную плату является важным фактором социального самочувствия населения.
Основным законом, регулирующим данную сферу в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении). Так, статья 10 Закона о погребении предусматривает, что родственники умершего, осуществившие погребение за счет собственных средств, вправе получить социальное пособие на погребение. Гражданам, пользовавшимся услугами на безвозмездной основе, социальное пособие на погребение не выплачивается. Следовательно, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой, так и осуществление погребения за свой счет, с последующим получением социального пособия. В последнем случае родственники могут получить ритуальные услуги (в том числе и погребение) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.
Статьей 25 Закона о погребении  закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. При этом данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью.

Вопрос о нарушениях антимонопольного законодательства на рынке ритуальных услуг возник еще в конце 90-х годов и был связан со злоупотреблением доминирующим положением муниципальным предприятием, являющимся специализированной службой по вопросам похоронного дела. Зачастую попытки защитить решения антимонопольных органов в арбитражных судах не имели успеха, так как, по мнению судов, только специализированные службы, созданные органами местного самоуправления имели право деятельности по предоставлению погребения. В сложившейся ситуации Красноярским УФАС России в целях обеспечения конкуренции и свободного выбора потребителем компании исполнителя услуг погребения в рамках рассмотрения дела в отношении администрации города Красноярска было принято решение и выдано предписание об отмене постановления Мэрии, наделяющего муниципальное предприятие функциями органа местного самоуправления по вопросам похоронного дела и передающее городские кладбища ему в ведение. В течение более чем двух лет указанное решение обжаловалось в арбитражном суде и все три инстанции признали его незаконным.
Однако, Президиум Высшего арбитражного суда в сентябре 2008 года признал решение Красноярского УФАС России законным в полном объеме (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.09.2008 № 12027/07).
Так Постановлением однозначно определено, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон о погребении не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями. Таким образом, Законом о погребении лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.
Следовательно, вывод на основании данных норм об отсутствии у общества, не обладающего статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, права оказывать услуги по погребению, противоречит нормам действующего законодательства.
Как установлено Законом о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления; порядок их деятельности определяется органами местного самоуправления (статья 18 Закона). Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Законом о погребении не предусмотрена.
Таким образом, у антимонопольных органов появилась возможность обеспечить развитие конкуренции на рынке ритуальных услуг, минимизируя участие в нем органов местного самоуправления, принуждая последних к исполнению только возложенных на них законодательством функций.

Принимая во внимание вышеизложенное, в целях оценки состояния конкурентной среды на локальных рынках похоронных услуг, выявления барьеров и проблем, влияющих на развитие конкуренции на данных рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства, ФАС России в 2008 году принято решение о необходимости проведения анализа рынка похоронных услуг (в разрезе муниципальных районов и городских округов).

В 2009 – 2010 гг. в соответствии с приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009 - 2010 гг.» Управление контроля социальной сферы и торговли ФАС России совместно с территориальными органами провело анализ рынка похоронных услуг (в разрезе муниципальных районов и городских округов) в 2008 г.
В проведении анализа приняли участие 81 территориальное управление ФАС России3. Анализ проводился в соответствии с Методическими рекомендациями по анализу рынка похоронных услуг (в разрезе муниципальных районов и городских округов), одобренными на заседании Комиссии Федеральной антимонопольной службы по проведению анализа товарных рынков.
Анализ проводился:
- в целях оценки состояния конкурентной среды на рынках похоронных услуг, определения хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35 процентов и внесения их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, выявления барьеров и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемых рынках, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства;
- в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 25.04.2006 № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

В задачи исследования входит:

  • определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемых товарных рынках;
  • определение объемов товарных рынков и долей действующих на них хозяйствующих субъектов;
  • определение уровня концентрации товарных рынков;
  • выявление барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов на локальные товарные рынки и факторов, влияющих на процесс развития конкуренции на рассматриваемых рынках;
  • использование результатов исследования для  предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства на товарных рынках.

Нормативно-методической базой исследования выступают:

  • Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»;
  • Указ Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших»;
  • Порядок проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108;
  • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, принятые во исполнение Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

В целях настоящего исследования определения структуры и уровня конкуренции на товарном рынке вводятся следующие определения4:
Похоронные услуги – услуги необходимые для выполнения всего процесса погребения: от оформления документов, необходимых для погребения, до захоронения включительно.
Погребение – обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом).
Захоронение – предание земле (помещение в склеп) тела (останков) человека после его смерти или урны с прахом после кремации, помещение урны с прахом в нишу стены скорби.

1. Определение временного интервала исследования

Временным интервалом исследования товарного рынка похоронных услуг является отчетный период с 01.01.2008 по 31.12.2008 гг.
2. Определение продуктовых границ товарного рынка

Рынок похоронных услуг включает в себя следующие специфические виды деятельности:

  • Оформление Свидетельства о смерти (свидетельство выдается органами ЗАГС);
  • Перевозка и временное содержание тела в морге (осуществляется медицинскими учреждениями);
  • Отвод участка для захоронения (является функцией органов местного самоуправления, но в связи с неоднозначным толкованием Закона о погребении сложилась практика, при которой органы местного самоуправления наделяют данной функцией специализированные службы по вопросам похоронного дела, в хозяйственном ведении которых находятся места захоронения (кладбища, крематории));
  • Приобретение и доставка предметов, необходимых для совершения ритуала: гроба, ритуального белья и одежды;
  • Подготовка тела к прощанию и захоронению (бальзамирование, облачение, положение во гроб);
  • Приобретение иных предметов похоронного ритуала (венки, ленты и т.п.);
  • Предоставление помещения для траурной церемонии;
  • Проведение церемонии;
  • Музыкальное сопровождение;
  • Транспортировка гроба с телом к месту захоронения (включая ручную переноску);
  • Рытье могилы;
  • Опускание гроба, засыпка могилы;
  • Изготовление и установка временного памятного знака на могиле;
  • Изготовление памятника;
  • Установка памятника;
  • Изготовление элементов оформления и ограждения могилы;
  • Установка элементов оформления и ограждения могилы.

При кремации вышеназванный перечень меняется следующим образом:

  • операция (3) может быть заменена на предоставление места в колумбарии, либо не осуществляться при подхоронении урны в родственную могилу;
  • операция (10) не осуществляется;
  • операции (11), (12) либо заменяются на помещение урны в колумбарий, либо на подхоронение в существующую могилу, производимое без существенного повреждения последней;
  • в случае захоронения в колумбарии изготовление и установка памятника заменяется установкой памятной доски. 

Каждое из этих перечисленных действий может быть предметом отдельного договора (купли-продажи, производства работ, оказания услуг), либо они могут быть полностью или частично сгруппированы и заказаны комплексно. В этом случае могут быть востребованы услуги агента – лица, организующего похороны, координирующего последовательность и согласованность производства необходимых действий. При этом прием заказов на организацию всего комплекса услуг, связанных с погребением (прием заказов и заключение договора на организацию похорон) является специализированным видом деятельности (услуги похоронных бюро).
Кроме того, могут приобретаться такие услуги, как уход за местами захоронений и работы по благоустройству кладбищ (в последнем случае заказчик – лицо, в чьем ведении находится кладбище).

Изучая рассматриваемый рынок специфических видов деятельности, было установлено, что минимально необходимый для захоронения в землю перечень включает:

  • Оформление документов, необходимых для погребения5;
  • Приобретение и доставка предметов, необходимых для совершения ритуала: гроба, ритуального белья и одежды;
  • Подготовка тела к прощанию и захоронению (бальзамирование, облачение, положение во гроб);
  • Транспортировка гроба с телом к месту захоронения (включая ручную переноску), в том числе транспортировка гроба по территории кладбища (проезд катафального транспорта);
  • Рытье могилы;
  • Опускание гроба, засыпка могилы;
  • Изготовление и установка временного памятного знака на могиле.

Анализ фактической ситуации показывает, что перечисленные услуги (минимально необходимый для захоронения в землю перечень) предоставляются комплексно.
Сложившаяся практика связана с тем, что для погребения умершего оформляется заказ на оказание комплекса услуг и, следовательно, количество хозяйствующих субъектов, которые оказывают отдельные услуги незначительно. Таким образом, с учетом того, что заказ оформляется на оказание комплекса услуг, то товаром является исполнение комплекса услуг.6

В качестве взаимозаменяемых товаров к минимально необходимым услугам по погребению в землю нужно рассматривать услуги по погребению способом кремации.
При этом минимально необходимый для погребения способом кремации перечень будет выглядеть следующим образом:

  • Оформление документов, необходимых для погребения7;
  • Приобретение и доставка предметов, необходимых для совершения ритуала: гроба, ритуального белья и одежды;
  • Подготовка тела к прощанию и кремированию (бальзамирование, облачение, положение во гроб);
  • Кремация;
  • Помещение урны с прахом в колумбарий, либо подхоронение в существующую могилу, производимое без существенного повреждения последней;
  • Изготовление и установка временного памятного знака на могиле.

Услуги по погребению способом захоронения в землю и способом кремации несут одну и ту же функцию при этом сопоставимы по цене.
Спецификой определения уровня взаимозаменяемости этих товаров являются не только ценовые факторы, а еще и морально-этические, нравственные и религиозные. Так, например, христианская церковь не признает кремирование.

С точки зрения экономики города, кремация является более экономичным и экологичным способом захоронения: кремация в 100 раз уменьшает территорию для погребения, а срок минерализации останков сокращается с 50 лет до 1 часа. В европейских странах в населенных пунктах с числом жителей свыше 110 тысяч наличие крематория является градостроительной санитарной нормой.
В ходе данного исследования установлено, что на территории Российской Федерации только в 9 субъектах Российской Федерации погребение осуществляется способом кремирования.

Таблица 1. Сведения об объемах продаж по услугам погребения способами захоронения в землю и кремации

Наименование субъекта

Наименование городского округа или муниципального района

Способом кремирования

Способом захоронения в землю

Всего

Красноярский край

г. Норильск

842

147

989

Приморский край

г. Артем

1327

138

1465

Приморский край

г. Владивосток

1854

5275

7129

Новосибирская область

Новосибирский район

2307

1113

3420

Кемеровская область

г. Новокузнецк

4827

3254

8081

Челябинская область

г. Челябинск

403

9389

9792

Ростовская область

г. Ростов-на-Дону

134

11710

11844

Свердловская область

г. Екатеринбург

10342

10392

20741

Свердловская область

г. Нижний Тагил

1024

3611

4635

г. Санкт-Петербург

г. Санкт-Петербург

32743

28676

61419

г. Москва

г. Москва

40975

94010

134985

 

ИТОГО:

96778

167715

264500

Диаграмма 3. Сведения об объемах продаж по услугам погребения способами захоронения в землю и кремации (в натуральном выражении)

Диаграмма 4. Сведения об объемах продаж по услугам погребения способами захоронения в землю и кремации (в процентном соотношении)

Другие (помимо вышеперечисленных) наборы минимально необходимых услуг по погребению, в том числе отдельные услуги имеют незначительные доли на рынке и не рассматривались в рамках данного анализа.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется на безвозмездной основе предоставление следующего перечня услуг по погребению:
1. Оформление документов, необходимых для погребения;

  • Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
  • Перевозка тела (останков) умершего на кладбище;
  • Погребение.

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Обязанность по оказанию гарантированного перечня услуг возлагается на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые для этих целей органами местного самоуправления.
Таким образом, потребителю данного рода услуг предоставляется право на безвозмездное получение комплекса услуг. Возмещение расходов специализированной службе за оказание гарантированного перечня услуг производится из средств соответствующих бюджетов или фондов. Лица, не обратившиеся за предоставлением гарантированного перечня услуг в соответствии со статьей 10 Закона о погребении, могут получить социальное пособие на погребение.
В связи с тем, что требования к качеству услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню, определяемые органами местного самоуправления минимальны, то данная услуга мало востребована.
Кроме этого следует отметить, что основные качественные характеристики данных услуг формируются исходя из общепринятых традиционных норм, связанных с древними обрядовыми культовыми традициями (сроки проведения погребения, размеры и формы могилы, гроба, требования к погребальной одежде и другим ритуальным принадлежностям). Если цена на изготовление могилы является для определенного товарного рынка величиной условно постоянной, то цены на остальные виды ритуальных услуг зависят от качественных характеристик и уровня конкуренции.

  • Определение географических границ товарного рынка

 

Спрос на услуги погребения является неперемещаемым – данные услуги в подавляющем большинстве случаев приобретаются там, где человек проживал до наступления смерти, где проживают его близкие. Рынки являются локальными прежде всего потому, что выбор места захоронения привязывается к поселению, с которым человек был связан при жизни. В редких и очень конкретных случаях сравнительная стоимость услуг может оказать влияние на перемещение спроса за пределы локальной территории, только если жизнь человека была тесно связана с различными местами, и если сам человек при жизни высказывал соответствующие пожелания. Кроме того, следует принимать во внимание православную в своей основе традицию регулярно посещать места захоронения близких. Могилы формируются таким образом (огораживаются оградками), что требуют постоянного индивидуального ухода.
Таким образом, географическими границами рынков услуг погребения являются границы поселений - муниципальных образований. Кладбища крупных городов могут находиться и за пределами их административных границ, однако это не меняет сути дела. Кроме того, муниципальные кладбища поселений, прилегающих к городам, но административно к ним не относящихся, также могут предоставлять свои территории для захоронения жителей мегаполисов.
Востребованность услуг, с одной стороны, и их доступность - с другой стороны, определяют существенные различия характера рынков похоронных услуг в зависимости от характера поселения.
Например, для Москвы, Санкт-Петербурга и для других крупнейших городов России самой большой проблемой является дефицитность кладбищ. Она предопределяется тем, что в общий расчетный потенциал (мощность) мест погребения, обслуживающих город, включены как кладбища для традиционного захоронения в землю, так и крематории, в то время как для значительного числа граждан России кремация тел умерших близких людей является этически и традиционно неприемлемой.
Для относительно крупных городов, где нет крематориев, проблемой является организация работ и поддержание порядка на общественных кладбищах, которые являются крупнейшими предприятиями коммунального хозяйства.
Захоронение на сельских кладбищах не составляет существенной проблемы ввиду того, что нет проблем с предоставлением места захоронения, а все работы, связанные с захоронением, могут быть выполнены силами самих жителей.
Таким образом, рынки похоронных услуг являются локальными в связи с тем, что выбор места захоронения определяется географическим расположением поселения, с которым человек был связан при жизни. При этом сфера погребения и связанных с ним услуг является проблемной в первую очередь для крупных городов (ориентировочно – с населением свыше 100 тысяч жителей).
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении определено, что общественные кладбища находятся в хозяйственном ведении органов местного самоуправления.
С учетом изложенного, анализ проводился в географических границах муниципальных районов, городских округов субъекта Российской Федерации.
Для г. Москва и г. Санкт-Петербург анализ проводился в географических границах субъекта (города).

 

4. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

Покупателями на данном рынке являются физические лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Продавцами на данном рынке являются юридические лица – специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления, а также иные хозяйствующие субъекты, к которым обратился покупатель для оказания похоронных услуг.

В ходе настоящего исследования для хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих на рассматриваемом рынке, определялась принадлежность к группе лиц.
Следует отметить, что во многих муниципальных районах и городских округах отсутствует возможность, (как правило – отсутствие финансовых средств), создания специализированных служб. Органы местного самоуправления в таких случаях наделяют хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке похоронных услуг, статусом специализированных служб.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке входят юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие как весь комплекс услуг по оформлению документов, необходимых для погребения, предоставлению и доставке гроба и других предметов, необходимых для погребения, бальзамированию, перевозке тела (останков) умершего на кладбище, кремации, погребению, так и оказывающие отдельно некоторые из этих видов услуг. Так, например, услуги по бальзамированию оказывают индивидуальные предприниматели, работники юридических ритуальных фирм, работники моргов, патолого-анатомических учреждений, что существенно затрудняет их выявление.

В большинстве небольших муниципальных образований специализированные организации по вопросам похоронного дела отсутствуют. В малочисленных муниципальных образованиях (районы, районные центры, поселки) вопросы оказания ритуальных услуг и деятельности муниципальных кладбищ не актуальны для муниципальных администраций.
В крупных муниципальных образованиях рынок ритуальных услуг является привлекательным для предпринимательской деятельности и как следствие он подвергается жесткому регулированию со стороны органов местного самоуправления.

При этом необходимо отметить, что на территории Республики Ингушетия и Чеченской Республики хозяйствующие субъекты, оказывающие похоронные (ритуальные) услуги, в том числе услуги по погребению (захоронение, кремации) не выявлены. Данная ситуация объясняется тем, что каждая фамилия (род) или группа фамилий обладают своими родовыми кладбищами, население (представители рода) самостоятельно организовывает погребение умерших.

5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В ходе исследования по каждому муниципальному району, городскому округу было определено количество хозяйствующих субъектов, работающих в данном муниципальном районе, городском округе и рассчитаны доли каждого хозяйствующего субъекта в общем объеме продаж по услугам погребения всех хозяйствующих субъектов муниципального района, городского округа.

По данным территориальных органов ФАС России на территории Российской Федерации деятельность на рынке похоронных услуг в 2008 году осуществляли 627 хозяйствующих субъектов. Из них 27% относятся к государственной и муниципальной форме собственности, остальные 73% являются частными.

Таблица 2. Состав участников рынка в зависимости от формы собственности

Категории муниципальных районов и городских округов по признаку численности населения

Количество хозяйствующих субъектов, оказывающих похоронные услуги

государственные и муниципальные

частные

муниципальные районы и городские округа численностью от 100 000 до 500 000 человек

136

243

муниципальные районы и городские округа численностью от 500 000 до 1 000 000 человек

18

115

муниципальные районы и городские округа численностью более 1 000 000 человек

15

100

Итого:

169

458

Графически приведенные выше данные выглядят следующим образом:

Диаграмма 5. Сведения об участниках рынка в муниципальных районах и городских округах численностью от 100 000 до 500 000 человек

Диаграмма 6. Сведения об участниках рынка в муниципальных районах и городских округах численностью от 500 000 до 1 000 000 человек

Диаграмма 7. Сведения об участниках рынка в муниципальных районах и городских округах численностью более 1 000 000 человек

Основными данными для расчета товарного рынка являются:
- объем продаж комплекса услуг в физическом выражении хозяйствующего субъекта за 2008 год;
- суммарный объем продаж комплекса услуг всех хозяйствующих субъектов данного муниципального района, городского округа за 2008 год (в физическом выражении (количество заказов).
Источником данных по объемам продаж являлась информация, представленная хозяйствующими субъектами по запросам территориальных управлений.8

 

 

 

Диаграмма 8. Объемы продаж в натуральном выражении комплекса услуг в муниципальных районах и городских округах численностью от 500 000 до 1 000 000 человек

При этом незначительный объем рынка в г. Махачкала (Республики Дагестан) объясняется невостребованностью комплекса похоронных услуг в связи с отсутствием спроса. Данный факт обусловлен особенностью вероисповедания населения – более 90% населения исповедует ислам, и захоронения осуществляются по мусульманским обычаям родственниками и близкими умершего не прибегая, к помощи специализированных предприятий, оказывающие ритуальные услуги.

Диаграмма 9. Объемы продаж в натуральном выражении комплекса услуг в муниципальных районах и городских округах численностью более 1 000 000 человек

Доли хозяйствующих субъектов на рынке похоронных услуг определены в процентах как отношение показателя, характеризующего объем продаж комплекса услуг данного хозяйствующего субъекта, в физическом выражении, к показателю, характеризующему объем продаж комплекса услуг всех хозяйствующих субъектов на рынке похоронных услуг в физическом выражении.
При этом необходимо отметить, доли хозяйствующих субъектов на рынке рассчитывались на основании объемов продаж комплекса услуг в физическом выражении, а не в денежном, что в связи с большим разбросом цен на похоронные услуги.
В результате исследования установлено, что в:
- муниципальных районах и городских округах численностью от 100 000  до 500 000 человек из 379 хозяйствующих субъектов, действующих на рынке похоронных услуг, 162 занимают долю более 35%, при этом 98 из них государственной или муниципальной формы собственности;
- муниципальных районах и городских округах численностью от 500 000 до 1 000 000 человек из 133 хозяйствующих субъектов, действующих на рынке похоронных услуг, 17 занимают долю более 35%, при этом 16 из них муниципальной формы собственности
- муниципальные районы и городские округа численностью более 1 000 000 человек из 115 хозяйствующих субъектов, действующих на рынке похоронных услуг, 12 занимают долю более 35%, при этом 11 из них государственной или муниципальной формы собственности.

Диаграмма 10. Сведения, о хозяйствующих субъектах занимающих доминирующее положение на локальных рынках похоронных услуг
Сведения о хозяйствующих субъектах, имеющих долю на рынке похоронных услуг более 35%, представлены в Приложении 1.

6. Определение барьеров входа на рынок.

Для определения и анализа существующих барьеров входа на рынок в рамках данного исследования территориальными управлениями было проведено анкетирование участников рынка.
Анкета направлялась для заполнения хозяйствующим субъектам, которые в отчетный период с 01.01.2008 по 31.12.2008 гг. осуществляли деятельность на рынке похоронных услуг и предоставляли минимально необходимый комплекс услуг (продавцам).
В ходе данного исследования для рассматриваемого рынка были выявлены следующие виды барьеров:

6.1. Административные барьеры.

При определении барьеров в ходе анкетирования участников рынка выявлены административные барьеры такие как, получение статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, действия и разрешительные документы местной администрации и т.п.
Так, органами местного самоуправление издаются нормативные акты, касающиеся вопросов организации похоронного дела во исполнение Закона о погребении. В соответствии с вышеназванными актами создаются специализированные службы по вопросам похоронного дела, которым передаются на правах аренды, безвозмездного пользования, хозяйственного ведения муниципальные кладбища. На них, в том числе, возлагаются полномочия по выделению участков земли под захоронение и обязанности по оказанию, как гарантированного перечня, так и всего объема ритуальных услуг, а также контроль в отношении третьих лиц, взявших на себя обязанности по захоронению умерших. Обосновывая такие решения, органы местного самоуправления ссылаются на статью 25 Закона о погребении, в соответствии с пунктом 2 которой «организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления». Применение этого пункта в отрыве от системного толкования всего закона позволяет органам местного самоуправления обосновывать исключительное положение специализированных служб по вопросам похоронного дела, как единственного законного исполнителя данных услуг.
Таким образом, органы местного самоуправления, используя вышеназванную норму закона, создают незаконный барьер для входа на рынок и условия для его монополизации. При этом следует учесть, что такое толкование норм Закона о погребении органами местного самоуправления, из которого следует, что только специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право осуществлять захоронение умершего и изготавливать могилы, имеет негативные последствия для осуществления предпринимательской деятельности другими хозяйствующими субъектами, оказывающими ритуальные услуги. 
Действия органов местного самоуправления  связанные с передачей хозяйствующим субъектам функций органа местного самоуправления в сфере ритуальных услуг, создают преимущественные условия деятельности для таких хозяйствующих субъектов. Данные действия приводят к ограничению самостоятельности иных хозяйствующих субъектов, участников рынка похоронных услуг, путем необоснованного препятствования осуществлению их деятельности.
Территориальными органами ФАС России в период проведения настоящего анализа в 61 субъекте Российской Федерации9 на территории 390 муниципальных образований выявлены признаки нарушений статей 15 и 16 Закона о защите конкуренции, выразившихся в передаче органами местного самоуправления полномочий в сфере ритуальных услуг хозяйствующим субъектам10. По данным фактам антимонопольными органами возбуждено более 240 дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Также по вышеуказанным нарушениям Федеральной антимонопольной службой в 2009 году было возбуждено и рассмотрено дело по признакам нарушения статей 15 и 16 Закона о защите конкуренции на рынке похоронных услуг г. Серпухова и Серпуховского района Московской области.
По результатам рассмотрения дела Глава городского округа Серпухов Московской области в части совершения действий, выразившихся в принятии постановления от 31.03.2008 № 524 «Об утверждении положения об организации похоронного дела и о порядке содержания мест погребения (кладбищ) на территории г. Серпухова», реализация положений которого приводит к ограничению конкуренции на рынке оказания похоронных услуг, признан нарушившим части 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Также действия Главы Серпуховского района Московской области, выразившиеся в принятии постановления от 18.11.2004 № 2417 «Об утверждении Положения о порядке захоронений на муниципальных кладбищах Серпуховского района», реализация положений которого приводит к ограничению конкуренции на рынке оказания похоронных услуг, признаны нарушением части 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. При этом в связи добровольным устранением Главой Серпуховского района Московской области указанного нарушения, рассмотрение дела в отношении Главы Серпуховского района Московской области прекращено.
Кроме того, по результатам рассмотрения дела Администрация города Серпухова Московской области и МУЗ «Центральная районная больница» в части совершения действий, выразившихся в осуществлении согласованных действий, которые приводят к ограничению конкуренции на рынке оказания похоронных услуг, признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, выданы предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение не обжаловалось, предписания исполнены.

6.2. Экономические барьеры
6.2.1. Отсутствие материально-технической базы, необходимой для успешной работы на рынке оказания комплекса похоронных услуг; отсутствие достаточного объема оборотных средств.
В результате анкетирования хозяйствующие субъекты в муниципальных образованиях численностью до 100 000 человек в разделе экономических барьеров указали на недостаточность оборотных средств, а так же необходимость накопления денежных средств для приобретения оборудования, автотранспорта, с целью выполнения всего комплекса работ по осуществлению погребения умершего. Отсутствие автотранспорта для осуществления работ по провозу останков к месту погребения, сопровождение траурного кортежа, доставка похоронных принадлежностей во многом затрудняет деятельность хозяйствующих субъектов. Наличие данного барьера приводит к уменьшению доли прибыли хозяйствующих субъектов, снижению их конкурентоспособности, потере клиентов.

6.2.2. Недостаточная стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению (размер возмещаемой суммы).
Результаты анкетирования показали, что большинство хозяйствующих субъектов, оказывающих похоронные услуги, исходя из общехозяйственной деятельности считают, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению является недостаточной и требует повышения.

6.3. Барьеры, связанные с действиями хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение по содержанию кладбищ
Действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение по содержанию кладбищ (ОКВЭД – 93.03.11.130) по отношению к иным хозяйствующим субъектам осуществляющим деятельность в сфере ритуальных услуг, выражаются во взимании с хозяйствующих субъектов денежных средств за въезд на территорию кладбищ. Действия по взиманию платы за право въезда на территорию кладбищ обосновываются хозяйствующими субъектами, имеющими места захоронения на содержании, как система контроля осуществления уборки территории кладбища после работ, выполненных хозяйствующими субъектами по установке памятников, надмогильных и мемориальных сооружений.
При этом, используя исключительность своего положения, хозяйствующие субъекты, у которых кладбища находятся на содержании, понуждают хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере ритуальных услуг к заключению договора, условия которого содержат обязанность оплаты уборки территории. При отказе в заключении такого договора, хозяйствующие субъекты, используя полномочия по содержанию кладбищ, под разными предлогами отказывают в проезде на территорию кладбищ, тем самым препятствуют хозяйствующим субъектам в осуществлении деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг в границах территории кладбищ.
Заключение данного договора незаконно, поскольку на уборку территории выделяются средства из местных бюджетов муниципальных районов и городских округов и реализуются в рамках норм Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой. Кроме того, хозяйствующие субъекты в приобретении данных услуг не заинтересованы, поскольку имеют экономические, технические и организационные возможности самостоятельно осуществлять уборку территории после проведенных работ и оказанных услуг.
Заключение вышеуказанного договора приводит к уменьшению доли прибыли хозяйствующих субъектов, снижению их конкурентоспособности, потери клиентов, недопущению конкуренции на рынке оказания таких услуг, как подготовка (копка) могил и захоронение, вследствие искусственно созданного доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарном рынке содержания мест захоронений.
Таким образом, действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение по содержанию мест захоронения, поддерживаемые органами местного самоуправления, ограничивают конкуренцию и затрудняют появление новых хозяйствующих субъектов, имеющих намерение осуществлять деятельность в сфере ритуальных услуг.
Так, Красноярским УФАС России в период проведения настоящего анализа по заявлениям хозяйствующих субъектов возбуждено дело по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении МП «Ритуальные услуги», осуществляющим деятельность на территории мест захоронений города Красноярска, выразившихся в навязывании МП «Ритуальные услуги» конкурентам заключения договора о взаимном сотрудничестве с целью ведения общехозяйственной деятельности по содержанию кладбищ города Красноярска на условиях не выгодных для конкурентов.
Как правило, хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по содержанию мест захоронений занимают доминирующее положение на рынке похоронных услуг, что в совокупности создает им преимущественные условия деятельности в сфере ритуальных услуг.

Кроме того, многими участниками рынка указывалось на невыгодные условия договора на захоронение и/или кремацию со специализированными службами по погребению.

6.4. Экономико - демографический барьер.
Характерной особенностью ряда муниципальных районов является небольшая численность населения и, как следствие, незначительное количество умерших, что не создает привлекательности для рассматриваемого вида деятельности с точки зрения систематического получения дохода. Граждане осуществляют захоронение самостоятельно, тем самым необходимость создания служб, оказывающих услуги по погребению является нецелесообразным.

К барьерам, существующим, на данном рынке хозяйствующие субъекты так же относят, коррупцию. Информация об усопших передается исполнителям за плату через скорую помощь, милицию и врачей.

В рамках данного исследования в ходе анкетирования участники рынка указали на следующие значимые проблемы (барьеры) существующие на рынке похоронных услуг:

Государственной и муниципальной формы собственности

Частной формы собственности

Недостаточное финансирование (низкий уровень стоимости гарантированного перечня услуг)

Отсутствие государственной системы стандартизации ритуальных услуг

Нехватка мест захоронения

Несовершенство Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»

Кадровые проблемы (нет специалистов, низкая заработная плата, текучка кадров)

Недобросовестная конкуренция со стороны участников рынка

Низкая платёжеспособность населения

Коррупция (информация об усопших передается исполнителям за плату через скорую помощь, милицию и врачей)

Недостаточность средств в местных бюджетах для содержания и благоустройства кладбищ

Препятствия со стороны органов местного самоуправления и муниципальных/государственных  предприятий

Низкое качество предоставляемых услуг

Отсутствие статуса специализированной службы, которая имеет возможность предоставлять полный комплекс ритуальных услуг

Отсутствие службы по уходу за местами захоронения

Отсутствие поддержки со стороны администрации

7. Оценка состояния конкурентной среды на рынке.

Концентрация населения и платежеспособного спроса в крупных городах и прилегающих к ним населенных пунктах приводит к неравномерному распределению участников рынка на территории регионов. Это, в свою очередь,  влечет за собой неравномерный уровень конкуренции (вплоть до отсутствия конкурентной среды) на различных по численности населения рынках.
В ходе данного исследования оценка состояния конкурентной среды на локальных рынках похоронных услуг проводилась по категориям муниципальных районов и городских округов, которые были сформированы по признаку численности населения:
- муниципальные районы и городские округа численностью до 100 000 человек;
- муниципальные районы и городские округа численностью от 100 000  до 500 000 человек;
- муниципальные районы и городские округа численностью от 500 000 до 1 000 000 человек;
- муниципальные районы и городские округа численностью более 1 000 000 человек.

Для оценки уровня развития конкуренции, необходим расчет коэффициента рыночной концентрации CR3, который является суммой долей трех наиболее крупных хозяйствующих субъектов на рассматриваемом рынке. CR1 – это доля самого крупного на рынке хозяйствующего субъекта.
В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации СR3 выделяются три уровня концентрации рынка: высокий (при CR3 от 70% до 100%), умеренный (при CR3 от 45% до 70%) и низкий (при CR3 меньше 45%).
Состояние конкурентной среды для категории муниципальных районов и городских округов численностью до 100 000 человек характеризуется высоким уровнем  концентрации. Поскольку для указанной категории муниципальных районов и городских округов наибольшее количество хозяйствующих субъектов, оказывающих похоронные услуги составляет 3-4 субъекта, а в большинстве муниципальных образований в среднем хозяйствующих субъектов 1-2. Уровень концентрации данных товарных рынков является высоким, а состояние конкурентной среды характеризуется видом рынка с не развитой конкуренцией.
Фактическая ситуация состояния конкурентной среды в муниципальных образованиях численностью до 100 000 человек показывает, что конкурентные отношения не развиты. Высокий уровень административных барьеров и защищенность монопольного положения специализированных служб препятствует появлению на нем новых хозяйствующих субъектов и развитию конкуренции. Кроме этого следует учитывать неоднозначность толкования норм Закона о погребении.
Как правило, специализированным организациям органы местного самоуправления искусственно создают более выгодные условия деятельности на рынке похоронных услуг путем передачи мест захоронения на содержание и обслуживание.
При этом в рамках анализа установлено, что в большинстве случаев специализированные службы создаются в муниципальных образованиях (как правило, в городах) с населением, составляющим в количественном выражении более 25 тысяч человек. Этот фактор связан с рыночным потенциалом, зависящим от количества умерших и соответственно рентабельностью деятельности предприятий.

Для категории муниципальные районы и городские округа численностью от 100 000 до 500 000 человек локальные рынки похоронных услуг в большинстве случаев являются высококонцентрированными с недостаточно развитой конкуренцией (см. Приложение 2). В данной категории только несколько городских округов и муниципальных образований характеризуются состоянием конкурентной среды с умеренным уровнем концентрации и являются умеренно концентрированными рынками.11 И лишь в географических границах одного городского округа (г. Салават, Республика Башкортостан) состояние конкурентной среды характеризуется низким уровнем концентрации (CR – 1 =19,3%, а HHI=372,49).
В соответствии со значениями коэффициентов рыночной концентрации СR3 для категории муниципальных районов и городских округов численностью от 500 000 до 1 000 000 человек состояние конкурентной среды характеризуется высоким уровнем концентрации. Таким образом, рынки похоронных услуг в данной категории являются высококонцентрированными с недостаточно развитой конкуренцией.

Диаграмма 11. Значения коэффициентов рыночной концентрации СR3 в городах с численностью населения от 500 000 до 1 000 000 человек

Для категории городских округов с численностью населения более 1 000 000 человек рынки характеризуются высоким уровнем концентрации. Таким образом, данные рынки также являются высококонцентрированными с недостаточно развитой конкуренцией.
Исключением является рынок похоронных услуг в географических границах г. Уфа (Республики Башкортостан), который является умеренно концентрированным типом рынка. При этом данные анализа долей хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по погребению умерших в Республике Башкортостан за 2008 год свидетельствуют о тенденции усиления конкуренции на данном рынке в силу привлекательности данного рынка и перспектив расширения спроса в дальнейшем за счет развития сети хозяйствующих субъектов на всей территории Республики Башкортостан.

Диаграмма 12. Значения коэффициентов рыночной концентрации СR3 в городах с численностью населения более 1 000 000 человек

Также в рамках данного исследования было установлено, что в большинстве случаев органы местного самоуправления искусственно создают специализированным организациям более выгодные условия деятельности на рынке похоронных услуг путем передачи мест захоронения на содержание и обслуживание (данная зависимость прослеживается для всех категорий рынков).
Кроме того, наделяя хозяйствующих субъектов статусом специализированной службы (в подавляющем большинстве случаев это муниципальные предприятия) органы местного самоуправления не проводят торги с целью выбора лучшего претендента на оказание гарантированного перечня услуг. Также, органы местного самоуправления путем бездействия (не принятия соответствующих актов в сфере ритуальных услуг) препятствуют созданию условий, при которых на территории одного муниципального образования могло быть несколько специализированных служб.

При этом следует учитывать, что в целях обеспечения конкуренции выбор специализированных служб, также как и выбор исполнителя работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений, необходимо осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой. В связи с чем, органы местного самоуправления должны размещать заказы на предоставление услуг по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.

Положительной тенденцией можно рассматривать изменение на рынке Красноярского края, где в настоящее время органами местного самоуправления Красноярского края с целью реализации функций, закрепленных за ними в сфере похоронного дела, создаются муниципальные бюджетные учреждения, не являющиеся хозяйствующими субъектами, которые на безвозмездной основе осуществляют, в том числе выделение земельных участков для захоронений, инвентаризацию захоронений и обновление книг захоронений, регистрацию захоронений умерших в регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установления режима работы на муниципальных кладбищах. При этом, органы местного самоуправления координируют деятельность муниципальных бюджетных учреждений.
Так же, на территории Красноярского края функции органов местного самоуправления в сфере похоронного дела передаются уже действующим учреждениям (структурным подразделениям администраций муниципальных образований, муниципальным учреждениям городского хозяйства, департаментам городского хозяйства и т.д.), что позволяет сэкономить бюджетные средства и избежать создания специализированного подразделения с соответствующим финансированием.
Кроме того, проведенный анализ деятельности хозяйствующих субъектов на рынке оказания услуг по погребению умерших свидетельствуют о тенденции роста объема услуг и усиления конкуренции в силу его привлекательности и перспектив расширения спроса на данные услуги в дальнейшем за счет развития сети хозяйствующих субъектов и усиления информационно - просветительской работы среди населения.
В результате исследования также были выявлены особенности локальных рынков на территории Северо-Кавказских республик.
Так, на территории Кабардино-Балкарской Республики рынок похоронных услуг является в целом высококонцентрированным со слабо развитой конкурентной средой. Предпосылок к его развитию на данный момент нет, так как в силу религиозной принадлежности большинства населения республики к исламу данный рынок с трудом будет развиваться за исключением районов, где превалирует русское население.
Очевидно, что в данной ситуации предприятия, вошедшие на этот рынок в более ранний период весьма серьезно укрепили свое положение за счет локальности рынка в первую очередь, а так же, для специализированных служб, за счет наличия готового инвентаря для оказание минимально необходимого перечня похоронных услуг населению, что значительно облегчает вход на данный товарный рынок.

В Карачаево-Черкесской республике исследуемый рынок относится к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией, а потому является высококонцентрированным. Регион не испытывает затруднений при организации захоронения умерших граждан. Это объясняется тем, что население республики большей частью исповедует ислам, поэтому все проблемы, связанные с погребением умерших, берут на себя родственники.
Аналогичная ситуация сложилась на рынке похоронных услуг Республики Дагестан. Где участники рынка в состоянии оказывать минимально необходимые для захоронения в землю перечень услуг, но из-за отсутствия спроса, даже этот минимум оказывается невостребованным. К примеру, предприятие ООО «Благоустройство» г. Кизилюрт осуществляет ритуальные услуги только по захоронению невостребованных трупов. Согласно представленным документам в 2007 г. предприятие осуществила всего два захоронения на сумму 15 192 руб., в 2008 г. – шесть захоронений на сумму 37 518 руб. Примерно такая же ситуация и в других муниципальных районах и городских округах.
Объёмы, оказываемых услуг специализированными предприятиями невелики.
Особенностью рынка ритуальных услуг в республике является то, что более 90% населения исповедует ислам, и захоронения осуществляются по мусульманским обычаям родственниками и близкими умершего не прибегая, к помощи специализированных предприятий, оказывающие ритуальные услуги.
Также установлено, что не достаточно развита конкуренция на рынке похоронных услуг в Республике Северная Осетия-Алания.
В основном специфика неразвитости рынка связана с национальными, историческими особенностями и традициями уклада жизни в республике.
На родных усопшего ложиться необходимость оформления документов, приобретение гроба и необходимых принадлежностей для совершения обряда захоронения, но функцию по рытью могилы, опусканию гроба, засыпке могилы чаще берут на себя соседи и близкие родственники усопшего. Услуга катафалка оказывается крайне редко, но даже в этих случаях зачастую прибегают к помощи не специализированной организации, а к услугам знакомых или родственников.
Кроме того, по данным, представленным Чечено-Ингушским УФАС России, на территории Республики Ингушетия и Чеченской Республики хозяйствующие субъекты, оказывающие похоронные (ритуальные) услуги, в том числе услуги по погребению (захоронение, кремации) не выявлены. Данная ситуация объясняется тем, что каждая фамилия (род) или группа фамилий обладают своими родовыми кладбищами, население (представители рода) самостоятельно организовывает погребение умерших.


Выводы и предложения:

Проведенный анализ состояния конкурентной среды, особенностей функционирования и развития конкуренции на рынках похоронных (ритуальных) услуг позволяет сформулировать следующие выводы и предложения:
1. Рынки похоронных услуг являются локальными: географические границы определяются местами расположения кладбищ, обслуживающих поселение.
2. Проблемы в похоронной сфере наблюдаются, прежде всего, в крупных городах ввиду дефицита мест захоронения («хороших мест») на общественных кладбищах – спрос значительно превышает предложение.
3. Причиной отсутствия конкуренции, по мнению ФАС России, является неоднозначное толкование и применение норм Закона о погребении, которые прямо уполномочивают специализированные службы, помимо осуществления обязательных захоронений за счет бюджетных средств:

  • определять возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения (статья 7);
  • осуществлять погребение умершего и оказание услуг по погребению (статья 25), то есть оказывают данным организациям преференции для оказания работ во всех сферах похоронных услуг.

Так, исследование показало, что зачастую органы местного самоуправления передают территории общественных кладбищ в ведение специализированной службы по вопросам похоронного дела, тем самым наделяя их административно-властными полномочиями, что фактически не позволяет другим хозяйствующим субъектам свободно заниматься предпринимательской деятельностью на рынке похоронных услуг. Предприятие, наделенное административно-властными полномочиями, регулирует процесс оказания похоронных услуг по своему усмотрению, находясь при этом вне конкуренции.
При этом, специализированная служба по вопросам похоронного дела имеющая в хозяйственном ведении общественные кладбища не допускает иных хозяйствующих субъектов к выполнению работ на данных кладбищах, а именно:
- транспортировка гроба с телом к месту захоронения (включая ручную переноску), в том числе транспортировка гроба по территории кладбища (проезд катафального транспорта);
- рытье могилы;
- опускание гроба, засыпка могилы;
- установка памятника;
- установка элементов оформления и ограждения могилы;
- помещение урны в колумбарий с установкой памятной доски;
- подхоронение урны с прахом в существующую могилу.
Хозяйствующие субъекты, не имеющие в хозяйственном ведении общественные кладбища, вынуждены заключать договоры со специализированной службой и перепродавать ей часть услуг, несмотря на то, что по факту в перепродаже данных услуг не заинтересованы, поскольку имеют экономические и организационные возможности самостоятельно оказывать полный перечень похоронных услуг, в том числе  захоронение и изготовление могил, что приводит как к снижению количества оказываемых услуг так и к уменьшению товарооборота хозяйствующего субъекта.
4. Рынки похоронных услуг в большинстве муниципальных образований и городских округов относятся к рынкам с неразвитой конкуренцией. При этом большая часть хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данных рынках и занимающих в своих географических границах долю более 35%, имеют государственную или муниципальную форму собственности.
5. Факт искусственного создания доминирующего положения специализированных служб является следствием принятия актов органов  местного самоуправления, которые устанавливают административные барьеры и препятствия осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке оказания ритуальных услуг, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке, что является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также запрещается статьей 34 Конституции Российской Федерации.
6. Во многих небольших и средних муниципальных образованиях отсутствуют муниципальные правовые акты, регулирующие оказание ритуальных услуг, вопросы содержания и обслуживания муниципальных кладбищ.
Принимая во внимание результаты проведенного исследования, по мнению ФАС России, необходимо инициировать разработку концепции организации похоронного дела в Российской Федерации, предусматривающей:
1. Разделение функций по содержанию, эксплуатации и благоустройству кладбищ за счет средств бюджетов (выбор исполнителя – по процедуре размещения государственных и муниципальных заказов) и полномочий специализированной службы, реализующей государственные гарантии в сфере похоронных услуг за счет бюджетных средств.
2. При этом выполнение работ и услуг по содержанию и благоустройству кладбищ следует отделять от оказания услуг, связанных с погребением на территории соответствующего кладбища.
3. Выполнение работ по содержанию муниципальных кладбищ на территориях мест захоронений  должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», так как содержание кладбища в надлежащем санитарном состоянии входит в компетенцию органов местного самоуправления и является муниципальной нуждой. В связи с вышеизложенным, органы местного самоуправления обязаны размещать заказы на предоставление услуг по содержанию мест захоронений на конкурсной основе, обеспечивая при этом соблюдение требований антимонопольного законодательства.
4. Органы местного самоуправления, в соответствии с Законом о погребении вправе принять нормативно-правовой акт о порядке деятельности общественных кладбищ, в котором должен быть определен режим работы кладбища и порядок выделения земельного участка под захоронение.
5. По вопросу обеспечения гарантированного перечня услуг по погребению органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы по вопросам похоронного дела. При отсутствии возможностей по созданию соответствующих служб, по мнению ФАС России, органы местного самоуправления могут наделять хозяйствующие субъекты статусом специализированных служб, что в целях обеспечения конкуренции должно производиться на конкурсной основе.  Однако это не означает, что иные организации не могут предоставлять комплекс услуг в рамках гарантированного перечня с соответствующим возмещением из бюджета.
6. ФАС России считает, что услуги по погребению невостребованных и безродных должны также осуществляться на конкурсной основе, так как являются предметом отдельно взятого бизнеса, осуществляемого за бюджетные средства.
7. Специализированные службы по вопросам похоронного дела осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению. Деятельность, связанная с погребением на коммерческой основе (за плату), что составляет более 90% общего объема услуг по погребению, должна осуществляться в условиях равной конкуренции с иными хозяйствующими субъектами, участниками данного рынка.
8. Организации, заключившие муниципальный контракт на предоставление услуг по содержанию кладбищ не могут наделяться контрольными функциями в отношении иных хозяйствующих субъектов и должны осуществлять деятельность исключительно в рамках исполнения контракта.
9. Порядок предоставления гражданам гарантированных бесплатных мест на кладбище, а также порядок распределения дефицитных «хороших» мест, в том числе на полузакрытых кладбищах, должен быть регламентирован ясными правилами и основан на федеральном законе.
10.Минимальный уровень обслуживания должен быть установлен и утвержден органами местного самоуправления при расчете цен на осуществление «бесплатных» захоронений за счет средств бюджета. Информация об этих стандартах должна быть доступна потребителям.
11. Необходимо разработать рекомендации по вопросам взаимодействия паталого-анатомических подразделений, принадлежащих государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения, с коммерческими организациями, работающими на рынке похоронных услуг.
12. Необходимо разработать рекомендации о функциях, полномочиях и системе финансирования управляющих организаций на общественных кладбищах.


1, 2 По данным Росстата

3 на территории Республики Ингушетия и Чеченской Республики хозяйствующие субъекты, оказывающие похоронные (ритуальные) услуги, в том числе услуги по погребению (захоронение, кремации) не выявлены.

4 Введение определений обусловлено тем, что в действующих нормативно-правовых актах, регулирующих данные правоотношения, отсутствует единое толкование указанных понятий.

5 В рамках данного анализа под документами, необходимыми для погребения, понимаются: 1. медицинское свидетельство о смерти; 2. свидетельство о смерти и справка о смерти, выдаваемые в органах ЗАГС; 3. документы, подтверждающие выделение определенного участка для захоронения.

6 В настоящее время большинство хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке похоронных услуг, зарегистрированы в налоговых органах и отчитываются по коду ОКВЭД 93.03 - Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, включая захоронение и кремацию трупов людей и животных и связанную с этим деятельность: подготовку к захоронению или кремации, бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронными бюро, предоставление услуг, связанных с захоронением или кремацией, сдачу в аренду оборудованных ритуальных залов, сдачу в аренду или продажу мест для захоронения и т.п.

7 В рамках данного анализа под документами, необходимыми для погребения, понимаются: 1. медицинское свидетельство о смерти; 2. свидетельство о смерти и справка о смерти, выдаваемые в органах ЗАГС; 3. документы, подтверждающие выделение определенного участка для захоронения, в данном случае предоставление места в колумбарии либо не осуществляется при подхоронении урны в родственную могилу.

8 Сведения по объемам продаж комплекса услуг в муниципальных районах и городских округах численностью от 100 000 до 500 000 человек не приводятся в связи с незначительными показателями рынков и большим количеством административно-территориальных единиц в данной категории

9 Республика Адыгея, Амурский край, Смоленская область, Архангельская область, Алтайский край, Астраханская область, Республика Башкортостан, Белгородская область, Брянская область, Республика Бурятия, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Еврейская автономная область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Калмыкия, Калужская область, Камчатский край, Кемеровская область, Краснодарский край, Республика Карелия, Республика Коми, Костромская область, Красноярский край, Липецкая область, Республика Марий Эл, Магаданская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Приморский край, Псковская область, Ростовская область, Сахалинская область, Самарская область, город Санкт-Петербург, Саратовская область, Свердловская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Республика Татарстан, Тверская область, Томская область, Республика Тыва, Тюменская область, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Республика Хакасия, Чувашская Республика, Республика Саха (Якутия), Ярославская область, Алтайский край, Ямало-Ненецкий автономный округ.

10 Нарушения выразились:
- в передаче муниципальных кладбищ в ведение специализированных служб;
- в наделении специализированных служб по вопросам похоронного дела функциями и правами указанных органов (выделение земельных участков для захоронений, инвентаризация захоронений и обновление книг захоронений, регистрация захоронений умерших регистрационной книге, контроль за соблюдением порядка захоронений, установление режима работы на муниципальных кладбищах, содержание мест захоронений);
- в заключении соглашений, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг.

11 г. Йошкар-Ола, г. Братск, г. Белгород, г. Нефтекамск, г. Стерлитамак, Гатчинский район, Выборгский район (умеренный тип рынка при 45% <=CR<70% или 1000<=HHI<2000)

< Пред.   След. >