Фото похорон в семейных альбомах

12.01.2021

Традиция фотографировать похороны и хранить эти фото в семейных альбомах существовала в России вплоть до 1990-х годов, а потом резко исчезла. Зачем люди стремились запечатлеть на пленку такое трагичное событие? И почему сейчас от этих фотографий стараются избавиться?

Сама по себе традиция фотосъемки умерших не уникальна именно для России, она существовала и на Западе. Но подход к изображению смерти на фото в нашей стране кардинально отличался.

В Европе существовал такой широко известный феномен, как post mortem фото, когда умерших людей фотографировали, словно живых. Им придавали определенные позы, чтобы они выглядели естественно. Часто вместе с ними фотографировались и живые родственники. Выглядят такие снимки откровенно инфернально.

В России подобные художественные вольности не допускались. Фотограф снимал именно похороны: родственников на фоне гроба и могилы, поминальное застолье и другие моменты.

Позже эти фото распечатывали и помещали в семейные альбомы рядом с фотографиями свадеб, дней рождения, выпускных и т.д. И, что интересно, их пересматривали во время семейных застолий, сопровождая просмотр рассказом о том, как проходила церемония прощания.

Возникает вопрос: зачем? Зачем людям было нужно хранить эти страшные фото и смотреть на них? Современному человеку это понять сложно. И все-таки причина хранить память о похоронах была.

Зачем фотографировать умерших и похороны?

В Европе снимки post mortem делали по весьма банальной причине. В те годы фотография была дорогой. Иногда за всю жизнь человек фотографировался один-два раза. А часто люди умирали молодыми — в юношестве или даже детстве, и ни одной прижизненной фотографии у родных не было. Поэтому их снимали после смерти, стараясь придать вид живых. Так у родителей оставался на память хотя бы посмертный снимок.

В России люди стали фотографировать похороны потому, что хотели сохранить историю своего рода. В жизни человека есть определенные моменты, которые антропологи называют «переходами». Эти события меняют все раз и навсегда. К ним относятся: рождение ребенка, первый звонок, выпускной, свадьба и, разумеется, смерть. Существуют и другие, более мелкие. И чем доступнее становится фотография, тем больше становится «переходов», которые люди стремятся запечатлеть: дни рождения, Новый год, другие значимые праздники с застольями, первая машина, покупка дачи и т.д. Однако проводы в последний путь, как и рождение, все-таки остаются ключевыми. И люди испокон веков фиксировали историю своей семьи, опираясь именно на важные «переходные» моменты. Потомки должны были знать не только о том, как жили их предки, но и о том, как они ушли из этого мира.

Это была первая причина, по которой в семейных альбомах появились фото с похорон. Но не единственная. Фотографии также служили объединяющим звеном. До революции люди жили в тесной связи с родовой общиной. Население не было мобильным, и, как правило, на деревенских погостах были похоронены множество поколений одной семьи. После 1917 года основа общества — род — начала распадаться. Если кто-то умирал, зачастую уже не было возможности собрать всю семью на похороны. Но благодаря фотографиям живущие далеко родственники могли заочно поприсутствовать на церемонии.

Именно поэтому эти жуткие снимки было принято смотреть во время крупных застолий. Те, кто присутствовал на похоронах, рассказывали тем, кто не был, как все прошло. Родственникам было важно убедиться, что «похоронили хорошо», все ритуалы были соблюдены, и усопший может покоиться с миром.

Как фотографировали похороны в России?

В России, как и в Европе, существовали свои каноны посмертных фотографий. И все фотографы, снимавшие похороны, придерживались их.

В первую очередь, следовало сфотографировать лицо умершего крупным планом. Дальше следовали не менее важные фото с родственниками у гроба. Причем здесь тоже были определенные правила, которые менялись со временем. В 1920-30-е годы родственники позировали и смотрели в объектив. На более поздних снимках было принято смотреть не в камеру, а на умершего — таким образом живые как бы отдавали ему последнюю дань уважения.

Также нужно было делать фото по дороге на кладбище, на погосте и у могилы. Могилу снимали отдельно. На таких снимках часто можно увидеть запечатленные крупным планом цветы и памятник. И, наконец, требовалось заснять поминки, чтобы на фото присутствовали все, кто был на поминальной трапезе.

Но некоторые вещи нельзя было снимать. Не фотографировали плачущих родственников. Вообще любое проявление горя должно было остаться за кадром. Также не снимали момент, когда после отпевания присутствующие прикладывались к венчику.

Антропологи замечают, что «похоронные» фотографы невольно следовали традициям иконописи. Гроб снимали сбоку, а присутствующие смотрели на умершего спокойно и серьезно без скорби и боли. Похожим образом написаны иконы «Положение Христа во гроб» и «Успение Богоматери».

Почему сейчас похоронные фото считают «нехорошими»?

Таким образом, вплоть до конца XX века фото похорон были обычным делом. И никто не видел в них ничего страшного.

Традиция резко исчезла в 1980-90-е годы. Люди не просто перестали фотографировать прощальные церемонии, но и начали избавляться от старых похоронных фото в семейных архивах. Некоторые убирали их в отдельные конверты, а другие — просто выбрасывали или даже сжигали. С чем это связано?

В первую очередь, конечно, с тем, что к тому времени уже умерли последние хранители традиций рода, существовавших до революции. Общество просто забыло, с какой целью делали такие фотографии. Кроме того, именно в эти годы россияне тесно познакомились с различными эзотерическими течениями, понятием ауры и энергетики. Десятки экстрасенсов начали вещать о том, что такие снимки «отмечены смертью», что, соприкасаясь с фотографиями живых, они навлекут беды и т.д. Под влиянием этой антипропаганды, люди стали избавляться от «нехороших» снимков.

И сейчас всем уже кажется естественным, что нельзя хранить дома подобные фото. Хотя еще 50-60 лет назад никто даже не думал об этом.

Сегодня некоторые ритуальные агентства предлагают такую услугу, как фотосъемка похорон, но она не пользуется особым спросом. Более того, даже онлайн-трансляции прощальных церемоний, получившие распространение в эпоху пандемии коронавируса, вызывают у людей негатив.

Несколько лет назад появилась информация, что в Европе предпринимались попытки возродить культуру post mortem. Однако они не увенчались успехом. Фотография сейчас утратила ритуальное значение, она стала слишком доступной, превратилась в развлечение и уже не рассказывает историю семьи. Поэтому традиция фотографировать похороны навсегда осталась в прошлом.

< Пред.   След. >