Эффигии и транзи: средневековая кладбищенская скульптура

Объемные скульптуры, изображающие умершего, появились на кладбищах в период XIV-XVII вв. Они представляют большую ценность, не только для искусства, но и для истории, и для некросоциологии.

Эффигии — самый «безобидный» образец кладбищенской скульптуры. Это красивые, являющиеся произведениями искусства, изображения погибших. Такие памятник точно воспроизводили не только внешность покойного, но и его одежду и оружие. Благодаря им, историки восстанавливают многие бытовые детали средневековой жизни.

Транзи — другое дело. Их сохранилось не так много, но те, что мы можем увидеть сейчас, выглядят отталкивающе. Транзи изображают умерших — умершими, то есть, с признаками разложения, а иногда и с более жуткими подробностями посмертных изменений. Но они, как культурный феномен, также имеют право на существование.

Историческая предпосылка к появлению эффигий

Первые эффигии появились во времена крестовых походов. В те годы крестоносцы надолго уходили в Святую Землю, где шли тяжкие битвы за Гроб Господень — главную христианскую святыню. Большинство воинов Господа погибали вдали от родных мест. И хотя их останки, по возможности, возвращали родственникам, это занимало месяцы, а иногда — и несколько лет. Понятно, что к семье они попадали в таком виде, в котором на них никто не хотел смотреть.

Но у родных было желание увековечить своих героев и запечатлеть их облик таким, каким они его помнили. Поэтому люди стали обращаться к скульпторам и заказывать объемные изображения умерших. Эти скульптуры затем клали на саркофаг. И, таким образом, родственники погибшего могли посмотреть на него, не испытывая дискомфорта.

Затем на эффигии пошла мода. Их стали заказывать для покойных монархов, чтобы также сохранить их облик в истории. Известны, к примеру, эффигии «Черного Принца», английского короля Эдуарда III, и Франциска I, короля Франции.

Интересная история связана с эффигией шотландской королевы Марии Стюарт. Как всем известно, в результате политического переворота, она была арестована и обезглавлена. Позже неизвестный отрубил голову и скульптуре, изображавшей Марию. И восстановить памятник реставраторам удалось только к 2010 году.

У эффигий было еще одно любопытное предназначение в Средние века. Их делали с преступников. Если те были настолько неуловимы, что правосудие отчаялось призвать их к ответу, приговор выносили их изображениям, и впоследствии их казнили. Считалось, что после этого преступник сам вскоре умрет. Вряд ли эта магия Вуду действовала на самом деле, но люди искренне в нее верили.

Не все эффигии известных людей остались лежать на саркофагах, в которых покоятся их останки. Есть и кенотафы — памятники без захоронения.

Транзи: жуткий феномен европейских некрополей

О предназначении транзи историки и социологи спорят до сих пор. Кто-то считает, что они должны были напоминать живым о неизбежности смертного часа. Другие уверены, что это — первые попытки изучения посмертных изменений таким опосредованным способом, через искусство. Ведь людям всегда было интересно, что происходит после смерти не только с душой, но и с телом.

Первые транзи очень разнообразны. Иногда это скелет, обтянутый кожей, иногда — труп, завернутый в истлевший саван, а в некоторых случаях — тело с выглядывающими наружу внутренностями.

Потом у скульпторов разных стран стали появляться собственные каноны. Так, австрийцы и немцы ваяли тела в окружении змей и жаб, англичане — мумии. А самые, пожалуй, отвратительные транзи создавали французы, поскольку добавляли к общей картине червей. Впрочем, к XVI веку они поняли, насколько ужасно это выглядит, и стали ваять совсем свежие тела, без трупных изменений.

Иногда транзи делали в виде барельефов. Тогда они обычно изображали человека в момент смерти, когда уходит душа, а на фоне присутствовала какая-нибудь сцена из Библии. Но чаще все-таки это были скульптуры людей, лежащих со скрещенными руками, в натуральную величину.

Есть примеры парных транзи — человек при жизни и он же мертвый. И здесь тоже имелись свои каноны. Французская версия — живой человек преклоняет колено перед умершим, английская — две лежащие фигуры держатся за руки.

Существуют, кстати, и транзи-кенотафы. Например, в английском аббатстве Тьюксбери сохранилось изображение Джона Уэйкмана. Когда-то он был здесь аббатом. Но его могила находится на другом кладбище.

В наше время транзи уже не существуют, но по-прежнему есть эффигии на могилах некоторых известных людей, хотя и не в классическом варианте. Такая скульптура — по-прежнему очень дорогое удовольствие. И если на могилах все-таки устанавливают скульптурные композиции, то это обычно метафорические изображения. Например, такие, как «скорбящая мать» или ангелы.

< Пред.   След. >