Как хоронят в Северной Осетии

Погребальная культура Северной Осетии отличается от ритуальных обрядов представителей мировых конфессий, несмотря на то, что большая часть населения региона исповедует христианство и мусульманство.

Осетины живут на территории Северного Кавказа. Но их культура ближе к зороастрийской, нежели к христианской, и совсем не похожа на мусульманскую. Она формировалась под влиянием мировых религий, но во многом осталась аутентичной. Поэтому погребальные обряды осетин только частично адаптированы к религиозным канонам.

Их представления о посмертии также весьма причудливы. С одной стороны, они верят в рай и в ад, но с другой — представляют себе жизнь после смерти такой же, как и на земле. Впрочем, среди современных осетин преобладают атеистические воззрения. И ритуалы они соблюдают не потому, что верят во что-то конкретное, а потому, что хотят сохранить свою культуру.

Подготовка к похоронам

Сразу после смерти покойного омывают и облачают в одежду. Облачение происходит весьма своеобразно. Во-первых, осетины выбирают для своих мертвых не просто костюм, а одеяния из роскошных тканей, которые при жизни человек вряд ли мог себе позволить. И одевают его так, чтобы выглядело «богато», а вкус имеет второстепенное значение.

Археологи находили захоронения с останками, облаченными сразу в 4-5 костюмов. В прошлые века семья умершего готова была потратить последнее, только бы купить достойную одежду.

После этого рядом с покойником остаются только женщины, которые его оплакивают. Постепенно к ним присоединяются гостьи. Раньше было принято приглашать еще и профессиональных плакальщиц. Сейчас эта традиция уходит в прошлое. Хотя в некоторых деревнях все еще существует такая профессия.

Мужчины выходят за порог и стоят у двери, принимая соболезнования от родственников, друзей, соседей и даже чужих людей. Ведь в Осетии и случайный прохожий обязан выразить соболезнования семье, если его путь лежит мимо дома, где случилась беда.

Раньше существовали строгие правила относительно соболезнований: какими группами должны подходить люди, в каком порядке, что говорить. Сейчас они еще существуют, но соблюдаются менее строго.

Устройство могилы

Во времена раннего христианства осетины хоронили своих умерших в небольших склепах, которые устраивали в горах. Потом они переняли обычай класть тело в гроб и опускать в могилу. Но вековые традиции запрещают закапывать покойников в землю. Поэтому осетинские могилы выглядят весьма своеобразно.

Копают яму глубиной 1,2 м, стены ее выкладывают кирпичом, а когда гроб опускают внутрь, сверху могилу закрывают железными листами или бетонной плитой. Интересно, что таким же образом хоронят умерших и цыгане. Причем представления относительно могилы у двух народов совпадают: она является копией дома. Только цыгане еще обустраивают последнее жилище изнутри, а осетины этого не делают, хотя они тоже кладут в яму различные посмертные дары, которые могут пригодиться умершему на том свете.

Могильщиков принято благодарить за строительство дома для покойного.

Похороны

Похороны в Северной Осетии устраивают на 2-3 день. Даже мусульмане, хотя Коран предписывает хоронить покойников в тот же день до заката. Но в этом регионе принято ждать всех родственников и друзей, которые едут издалека, чтобы проститься с умершим.

Как правило, к участию в церемонии допускают только мужчин. Правда, в городах сейчас разрешено присутствовать и женщинам. Но в консервативных удаленных деревнях это все еще под запретом.

Длинных речей не произносят, сильных эмоций не проявляют, все проходит сдержанно. У могилы разжигают костер, который должен согреть умершего. А в яму опускают ухо его коня, если при жизни человек держал лошадь. Допускается не отрезать жеребцу ухо, а только надрезать. Но продавать его нельзя ни в коем случае. Также вдова, если умерший был женат, должна пожертвовать косу или прядь волос.

В прошлые века традиции были более суровы. Коня приносили в жертву и хоронили в одной могиле с хозяином. А женщины отрезали себе не волосы, а уши. Это практиковалось еще в XIX  веке.

После похорон устраивают поминальный обед.

Поминки

Традиционная поминальная трапеза осетин была скромной. Но позже они переняли христианский обычай и стали устраивать пышное застолье.

Считается, что еда с поминального стола отправляется в мир мертвых. Чтобы «передать» ее туда, перед началом обеда каждого блюда касаются ножом. Это делается также для того, чтобы отвадить нечисть.

Поминальное меню и по сей день жестко ограничено, несмотря на богатый стол. Также строго регламентирован порядок проведения поминок. Например, существует очередность тостов. Сначала собравшиеся пьют за Бога, затем — за душу умершего, и в последнюю очередь — за членов его семьи.

Раньше поминки проводили более десяти раз. И этот ритуал был направлен на то, чтобы «кормить» умершего. Сейчас в Северной Осетии проводят столько же поминальных обедов, сколько и в православных регионах — на шестой день (вместо девятого), на сороковой, а также на первую годовщину смерти.

Сегодня поминальные трапезы устраивают уже не столько в ритуальных целях, сколько для того, чтобы люди могли собраться вместе и поддержать друг друга в горе.

< Пред.   След. >