Кладбище как зона рекреации

26.11.2020

В России кладбище не ассоциируется ни с чем хорошим, и людям трудно представить, что по нему можно просто гулять. Тем временем, кладбищенские территории вполне можно превратить в рекреационные зоны, если отношение общества к смерти изменится.

Если мы посмотрим на европейские кладбища, то увидим, что они часто являются местом притяжения для многочисленных туристов. Например, Монмартр в Париже или Хайгейтское кладбище в Лондоне. Там давно уже никого не хоронят, зато можно увидеть красивые старинные надгробия, уникальные памятники и скульптуры. В таких местах приятно и интересно гулять. Впрочем, в России такие некрополи тоже есть. Скажем, Новодевичье или Ваганьковское кладбище в Москве. Здесь тоже ежедневно бывают экскурсии, а москвичи, живущие рядом, гуляют по тихим аллеям.

Но если мы посмотрим на обычные погосты, где людей продолжают хоронить, то увидим совершенно другую картину. Покосившиеся кресты, ржавые оградки, разросшиеся деревья, мусор, плохие дороги. Все это, разумеется, вызывает самые унылые ассоциации со смертью и увяданием. Кроме того, на кладбищах часто собираются подозрительные личности: бездомные, алкоголики, преступники, неблагополучная молодежь. Это делает их еще и опасными.

Но почему одни погосты воспринимаются людьми нормально, как культурный объект, место для прогулок и светлых воспоминаний, а другие, как место, которое хочется посещать в последнюю очередь? И как некрополи превращаются в прибежище маргиналов?

Почему кладбища становятся «зоной отчуждения»?

Страх и ассоциации с трауром

На известных старинных кладбищах людей отвлекают различные культурные объекты. Красивые скульптурные композиции, любопытные памятники на могилах знаменитостей. Гуляющие с удовольствием разглядывают надгробия и склепы, и, несмотря на то, что это траурное искусство, ассоциации со смертью несколько приглушаются. Популярные кладбища воспринимаются как музеи. Здесь редко кого-то хоронят.

На обычных открытых кладбищах такой красоты не встретишь. Напротив, повсюду попадаются разбитые могильные плиты, атмосфера уныния и запустения царит вокруг. Поэтому люди сразу вспоминают о горе, у них обостряется чувство утраты, и появляется желание уйти как можно быстрее.

Информационная блокада

Табуированность темы смерти — еще одна причина негативного отношения к кладбищам в обществе. В Европе ритуальные агентства выстраивают диалог с клиентами, нанимают креативных специалистов, чтобы сделать хорошую рекламу.

В нашей стране продвигать ритуальные услуги достаточно сложно. Социальные сети похоронных бюро до сих пор воспринимаются как нечто дикое. Хотя на самом деле это всего лишь еще один информационный канал. Такой же, как официальный сайт. С другой стороны, социальные сети российских ритуальных компаний часто выглядят удручающе, в них все напоминает о трауре: мрачные цвета, свечи, плачущие ангелы в оформлении. Все это отбивает желание у пользователя заходить в такие сообщества. И это только усугубляет неприятие смерти обществом в целом.

Теневая сторона ритуального бизнеса

Процесс организации похорон в нашей стране тоже построен таким образом, что о прощании с родными люди часто вспоминают с содроганием. «Черные агенты», которые приезжают раньше «скорой помощи», взяточничество в моргах, коррупция на кладбищах… Все это, конечно, не способствует позитивному восприятию погостов.

Было бы куда лучше, если бы ритуальные агентства работали по системе «одного окна» — от оформления документов до полной организации похорон, включая поминки. По сути, ритуальный бизнес — это такой же бизнес, как и другие. И клиенты хотят того же, что и всегда: заплатить приемлемую сумму и получить качественные услуги. Но как раз с этим в России часто возникают проблемы.

Из-за этого кладбище воспринимается как место, где мучительно решаются организационные вопросы, а администрация часто вымогает деньги за услуги, которые должны предоставляться бесплатно или за сумму в разы меньше.

Дефицит финансирования

Европейские кладбища лучше выглядят потому, что являются частными. И хотя там тоже далеко не все так благополучно, как кажется, все-таки проблемы возникают локально. В России они имеют глобальный масштаб.

Все бюджетные объекты испытывают недостаток финансирования, в том числе и кладбища. Эту проблему можно было бы решить, если бы ритуальные операторы получили возможность не только организовывать похороны, но и ухаживать за захоронениями и прилегающей территорией. Но решить вопросы взаимодействия между администрацией кладбищ и частными предпринимателями не так просто.

Неприятная «обязаловка»

Многих людей от кладбищ отпугивает вовсе не ощущение горя. Горе с годами утихает. А вот необходимость ухаживать за могилами остается навсегда. Но выполнять эти обязательства очень сложно. В определенные дни нужно ехать за город (чаще всего, мало у кого родственники похоронены в пределах городской черты) на машине или общественном транспорте, везти огромное количество инвентаря: ведра, грабли, перчатки, тряпки и т.д. Также часто приходится брать с собой и фляги с водой, потому что на погосте негде ее достать.

Потом надо пробираться по разбитым дорогам между оградами и зарослями деревьев к могилам родственников, которые иногда и найти бывает непросто, полоть сорняки, прибираться, выносить мусор… Все это очень утомительно.

Но если бы существовала служба, которая ухаживала за захоронениями, люди перестали бы так относиться к кладбищам. Тогда сюда можно было бы просто прийти и посидеть в тени деревьев, подумать о вечном, вспомнить ушедших родных. В зачаточном состоянии подобные услуги в стране существуют, но не во всех городах и стоят обычно дорого.

Как превратить кладбище в парк?

В городах так мало земли, так сложно выкроить место хотя бы для сквера, не то что для парка. В то же время, огромные кладбищенские территории превращаются в неухоженные леса.

Если переосмыслить и окультурить это пространство, можно превратить его в зоны рекреации. Зеленые тихие аллеи, аккуратные клумбы, лавочки вдоль асфальтовых дорожек, фонари, красивые скульптуры — все это возможно организовать при желании. И то, что рядом находятся могилы, перестанет пугать людей так же, как их наличие на красивых старинных кладбищах, вроде Новодевичьего.

Сейчас даже проводятся эксперименты по переосмыслению надгробных памятников. Вместо унылых гранитных плит дизайнеры предлагают оригинальные скульптуры, например, в виде телефонной будки. Это концептуально, интересно, и никак не напоминает о горе и трауре.

Если организовать грамотное взаимодействием между муниципальными объектами и коммерсантами, «мертвые зоны» постепенно исчезнут из городов, став частью обычной жизни. И от этого все выиграют. Но это требует огромной работы, которую пока никто не готов взять на себя.

< Пред.   След. >