Не только катафалки. Ритуальный транспорт для живых

21.11.2020

Умерших и участников прощальной церемонии на кладбище доставляют катафалки. Но некрополи часто занимают огромную территорию. И существует транспорт, который постоянно курсирует по ним, позволяя быстро добраться до захоронений.

Некоторые кладбища просто очень старые и большие, что само по себе представляет проблему — дорога от входа до могилы родственника иногда имеет протяженность в несколько километров. Другие кладбища являются мемориальными, там похоронено много знаменитостей, установлены интересные туристам памятники и расположены старинные храмы и часовни. Но они тоже находятся на большом расстоянии друг от друга.

Чтобы люди не блуждали по дорогам погоста часами, администрация городов, к которым относятся кладбища, обычно старается наладить транспортную инфраструктуру. По большей части, это автобусное сообщение, но в некоторых странах раньше существовало и железнодорожное.

Железнодорожные составы для живых и мертвых

Первым транспортом, который начал ходить по территории некрополей, был железнодорожный. XIX в. ознаменовался ростом городов. Площадь застройки активно расширялась, и места для захоронений становилось все меньше и меньше. Некрополи стали образовываться за городской чертой, часто — за несколько десятков километров от населенного пункта. Туда было неудобно добираться, неудобно перевозить тела и навещать могилы.

Улучшение транспортной инфраструктуры кладбищ стало важной задачей. Но оставался открытым вопрос: какой транспорт использовать лучше всего? Некоторые предлагали автобусы или трамваи. Но в итоге выбор пал на поезда. Хотя это может показаться странным в наше время. Однако именно железные дороги соединили крупные города, такие, как Лондон и Сидней, с крупными некрополями.

«London Necropolis»

Железная дорога «London Necropolis» появилась в 1854 году и соединила Лондон с крупным кладбищем Бруквуд, площадь которого превышала 200 га уже на тот момент. Кладбище находилось в 40 км от города, поэтому добираться до него на любом другом виде транспорта было бы слишком долго.

Поезд, который ходил по этой линии, был необычным: в нем имелись вагоны как для живых пассажиров, так и для перевозки тел умерших. Вагоны для живых делились на несколько классов, также были отдельные места для представителей разных конфессий: христиан, мусульман и иудеев.

Первая станция, которая называлась так же, как и сама линия, располагалась на месте современного вокзала Лондон-Ватерлоо. Поезд следовал по пути, который сейчас принадлежит Юго-Западной железной дороге, и далее сворачивал на ветку кладбища. Рядом с погостом располагались две станции — Южная и Северная. От первой можно было быстро добраться до англиканской части кладбища, от второй — до всех остальных. Выходя на своей станции, пассажиры могли взять экипаж, которые во множестве дежурили здесь, и доехать до нужной могилы.

Сейчас этой линии уже не существует. Во время Второй Мировой войны она сильно пострадала и была закрыта. Сохранилась только Бруквудская станция. Северная была полностью уничтожена грибком, в результате чего ее снесли. Южная сгорела дотла. На уцелевшей станции установлен памятник старой железнодорожной ветке.

«Rookwood Cemetery»

Похожая ситуация сложилась в Сиднее. На золотые прииски в 1850-х годах люди стали съезжаться со всей страны. Увеличение народонаселения потребовало расширения кладбищенских земель. Так что в 1870-х годах возле поселка Хаслам-Крик (совр. Оберн) появился новый некрополь Руквуд. Строили его уже с расчетом на то, что рядом проходит железнодорожная линия. И еще до того, как кладбище было открыто для захоронений, появилась новая ветка, ведущая к нему. Сначала там была только одна станция.

Со временем, когда кладбище стало расширяться, количество станций увеличилось. Вторую построили рядом с частью, принадлежащей католической общине, третью — возле морга, а четвертую — в иудейской части некрополя.

Поезда «Rookwood Cemetery» отправлялись с центрального вокзала и считались пригородными. На них ездили пассажиры, которым требовалось добраться до небольших поселков по этому направлению, а не только на кладбище.

В 1948 году существование линии было признано нерентабельным, и ее закрыли. Станции разобрали. Из строительных материалов, оставшихся от первой, построили англиканскую церковь. Но фундамент остался, и впоследствии на нем установили памятник, так же, как и в Англии.

Автобусные маршруты на кладбищах

В некоторых странах кладбища обслуживают автобусные маршруты. В качестве примера можно привести Германию и Австрию.

В Гамбурге по территории Ольсдорфского кладбища ходят два автобуса, на каждом маршруте — десять остановок. На остановочных пунктах есть кассы по продаже билетов, но их можно также приобрести онлайн.

В Вене Центральное кладбище обслуживают несколько автобусных маршрутов. Самый длинный №106 пролегает через весь некрополь. Автобус останавливается возле могил известных людей, таких как Моцарт, Штраус или Бетховен, у президентского склепа, а также во всех частях, принадлежащих определенным конфессиям.

В России автобусы по территории кладбищ ходят только в двух городах — в Москве и Ростове-на-Дону. В столице на автобусах можно перемещаться по Домодедовскому кладбищу, в Ростове — по Северному. Большинство других российских кладбищ не предназначены для передвижения по ним на автобусе. Захоронения хаотичны, дорожки слишком узкие, пройти по ним можно только пешком.

Можно ли ездить по кладбищу на машине?

Перемещение по территории европейских кладбищ на автомобиле не является проблемой. Дороги достаточно широкие, чтобы проехать по ним на легковой и даже на грузовой машине. Но правила в разных странах отличаются. Например, на Арлингтонское мемориальное кладбище в США могут попасть только родственники покойных по спецпропускам. На Венское Центральное кладбище можно въехать только за определенную плату. А перемещение по территории Руквудского некрополя в Австралии — свободное, и часто автомобилисты срезают дорогу через погост.

В России въезд транспорта на территорию кладбищ не запрещен, но есть строгие ограничения: въезжать могут только те, кто приехал на похороны. И сразу после церемонии прощания автомобилю надлежит покинуть территорию. За соблюдением этих условий следит администрация кладбища.

< Пред.   След. >