Международный проект Death Cafe

07.10.2020

Death Cafe — это своеобразный клуб, в котором люди собираются, чтобы поговорить о смерти. Встречи преследуют вполне конкретную цель. Но удается ли ее достичь на практике?

Миссия Death Cafe — формирование осознанного отношения к смерти, которое позволит прожить жизнь наиболее полно. Ее сформулировал автор проекта Джон Андервуд. Сейчас встречи на регулярной основе проходят в 56 странах мирах, в том числе в России.

Как появилось Death Cafe?

В 2011 году английский веб-дизайнер Джон Андервуд изучал труды швейцарского антрополога Бернара Кретта и наткнулся на интересную деталь. Ученый, проводя свои исследования в области отношения людей к смерти, встречался с участниками и обсуждал с ними запретные темы за чашкой чая. Обычно это были пожилые люди, а встречи происходили в кафе.

Андервуд подумал: «А почему бы не проводить такие встречи в группах, где люди смогут спокойно поговорить о смерти в неформальной обстановке?». С помощью своей матери, психиатра, он создал руководство по организации клуба и провел первую встречу в своем загородном доме. Идею быстро подхватили за океаном. В США в том же 2011 году появился Орден Доброй Смерти, одна из самых известных организаций движения Death Positive. Так что идея «Кафе смерти» пришлась как нельзя кстати. А затем франшиза быстро распространилась по Европе.

Джон Андервуд умер от острого лейкоза в 2017 году. Но его дело продолжают мать и сестра, оно живет, и за последние годы состоялись десятки тысяч встреч по всему миру.

В России первую встречу организовала Катерина Печуричко, оператор службы поддержки для онкобольных и их родственников. Но в нашей стране это оказалось не так легко, как в США. Десятки площадок отказали Катерине, когда она искала место для первой встречи клуба в Москве. Даже самые современные коворкинги и антикафе при слове «смерть» закрывали свои двери. Тема слишком табуирована в российском обществе, чтобы ее обсуждать. Однако на помощь пришел благотворительный центр «Благосфера». Сейчас большинство встреч в столице организуются на его площадках.

Кто приходит в Death Cafe, и о чем здесь говорят?

По словам Катерины, ее задачей было организовать встречи в неформальной обстановке и уйти от формата психологического тренинга. В России люди привыкли воспринимать обсуждение вопросов, связанных со смертью, только в контексте психологической помощи. Но психологическая помощь не входит в круг задач, которые ставит перед собой проект Death Cafe. И, как это ни странно, здесь не ждут людей в состоянии тяжелой депрессии и острого горя. Для таких случаев существует масса групп поддержки и специалистов.

Death Cafe — это именно клуб, сюда приходят для того, чтобы поговорить. Просто поговорить о смерти. Разумеется, на встречах всегда присутствует определенный процент людей со смертельными диагнозами или тех, кто пережил потерю близких. Но, на самом деле, они больше привлекают тех, кому тема смерти просто интересна. На встречи приходит много молодых людей, у которых еще никто никогда не умирал, с готическим мировоззрением, с тягой ко всему мрачному и страшному. Приходят пенсионеры, которые начинают задумываться о том, что жизнь подходит к концу. Но большинству участников еще нет 40 лет.

На встречах поднимаются разные вопросы. Люди обсуждают свой опыт столкновения со смертью, похороны — чужие и предстоящие свои, суицид, утрату. Многие рассказывают о своих умерших близких, а некоторые — даже о смерти домашних животных. Беседа проходит в форме дискуссии, которая часто переходит в обсуждение книг, фильмов и философских вопросов.

По словам Катерины Печуричко, треть участников таких встреч — постоянный состав. Люди приходят потому, что им просто не с кем больше поговорить о том, что их волнует. Страх перед смертью у всех проявляется по-разному. Одни люди стараются никогда не вспоминать об этом, другие — наоборот, стремятся узнать как можно больше. Большинство участников встреч молчат от начала до конца и просто слушают то, что говорят другие.

За годы существования Death Cafe в России география расширилась. Встречи теперь проходят не только в Москве, но и в Воронеже, Уфе, Екатеринбурге и Тюмени.

Выполняют ли они ту функцию, которая закладывалась в них изначально? Сложно сказать. Несмотря на то, что участники описывают такие мероприятия как вполне серьезные, они не следуют какой-то конкретной цели. Это больше дискуссионный клуб, частично совмещенный с группой поддержки, нежели глобальный социальный проект, направленный на изменение менталитета и культуры, где тема смерти остается табуированной. В любом обществе всегда присутствует некоторое количество индивидуумов, увлеченных подобной тематикой. Но само наличие обществ, где они могут обсуждать эти вопросы, никак не влияет на социум и его установки в целом.

< Пред.   След. >