Траурный этикет: как вести себя в ритуальном зале?

10.01.2022

В ритуальном зале проводят как гражданские, так и церковные панихиды. Как подготовиться к прощанию? Как правильно себя вести? И нужно ли атеисту соблюдать религиозный обряд?

Все слышали о ритуальных залах. Но мало кто в них бывал. Что делать, если вы получили приглашение на такую церемонию? Как одеться? Какие выбрать цветы? Как вести себя на похоронах? Эти и многие вопросы волнуют гостей. Ведь никому не хочется выглядеть невежей в такой тяжелый для семьи покойного день.

Подготовка к церемонии

Уточните у организатора похорон, есть ли рядом с ритуальным залом парковка, платная она или бесплатная. Особенно это актуально для Москвы и других крупных городов. Будет очень неприятно обнаружить после церемонии, что вашу машину забрали на штрафстоянку.

Заранее определитесь с гардеробом. Строгий костюм или платье в наше время не обязательны (если только такой дресс-код не предписан организаторами похорон). Достаточно будет надеть закрытую одежду темных тонов: черных, серых, синих, коричневых.

Обратите внимание! Одежда должна быть закрытой даже в летнее время. Короткие рукава, шорты, шлепанцы и прочее — не допускается!

Уделите время выбору цветочной композиции. Здесь все зависит от того, насколько близко вы знали покойного. Если это был один из лучших друзей, полагается приобрести венок. Если знакомство близким не было, достаточно корзины или букета.

Что касается выбора между искусственными или живыми цветами, последние стоят на порядок дороже. И их покупают либо от коллектива, либо от компании друзей или соседей.

Если вы знаете, что покойного будут кремировать, венок покупать не стоит. Для украшения траурного зала их приобретают отдельно, достаточно принести букет.

Правила поведения в ритуальном зале

Траурный этикет в ритуальном зале, в целом, не отличается, от правил поведения на похоронах. Но будет не лишним напомнить о нем:

  1. При входе отключите все гаджеты или переведите их в беззвучный режим. Будет очень неудобно, если звонок раздастся во время церемонии прощания.

  2. Войдя в зал, сначала подойдите не к родственникам, а к гробу. Венок или корзину поставьте в изголовье, букет положите в ногах. Постойте у гроба пару минут, мысленно прощаясь с умершим. Если вы религиозны, можете прочесть заупокойную молитву.

  3. Не задерживайте других, особенно, если участников похорон много.

  4. Не проявляйте эмоции бурно, даже в том случае, когда вам невыносимо тяжело. Родственникам в этот миг все равно тяжелее, и чужая истерика сделает только хуже.

  5. После прощания с умершим выразите соболезнования членам его семьи. Мужчинам можно пожать руку, женщинам — просто кивнуть. Соболезнование должно быть коротким. И не забудьте представиться, если родственники вас не знают.

  6. Будьте со всеми доброжелательны, никому не навязывайтесь, отвечайте спокойно и лаконично.

Не забывайте и об общих правила приличия: уступайте места пожилым людям, инвалидам и беременным женщинами, если в зале недостаточно стульев. Если кому-то из присутствующих станет плохо, поддержите его. Не разговаривайте по телефону в зале, если это необходимо, выйдите в холл или на улицу.

Как вести себя атеисту во время отпевания?

Христианская церковь не запрещает атеистам присутствовать на отпевании. Но должны ли они полностью соблюдать обряд? И как вообще себя вести, если церковный церемониал вам не знаком?

Здесь все просто. Следите за тем, что делают ваши соседи, и повторяйте то же самое. Это не важно, что для вас действия не имеют особого смысла. Для близких покойного смысл в церемонии есть.

Убежденным атеистам дозволяется не осенять себя крестным знамением. Достаточно просто сложить руки на груди и склонить голову.

Как вежливо уйти после церемонии прощания?

Если вы не планируете ехать на кладбище и оставаться на поминки, ни в коем случае не уходите молча. Подойдите к родственникам и извинитесь за то, что вам приходится покинуть их. А также еще раз выразите соболезнования.

Если же вы собираетесь участвовать в церемонии и дальше, можно предложить какую-нибудь помощь. Например, если вы на своем авто, можете подвезти кого-нибудь из участников.

< Пред.   След. >