Захоронение гробом или кремация: что выбрать?

Все религии, так или иначе, касаются вопроса смерти человека и последующего перехода в иной мир. По этой причине ритуал погребения является одним из важнейших действ в любой культуре. В настоящее время в мире преобладает два способа погребения: захоронение в землю и кремация.

В настоящее время в Москве соотношение кремаций и традиционных погребений гробом примерно равно. Многие москвичи выбирают кремацию из соображений экономии. Действительно ли кремация дешевле, чем захоронение гробом? В каком случае целесообразнее выбирать тот или иной вид погребения?

Мифы, легенды и беспристрастный расчет

Журналисты столичных СМИ не скупятся на сенсации: именно благодаря прессе москвичи узнали, на что уходят бюджетные деньги, кого винить в постоянных «пробках», а также – сколько стоит место на Ваганьковском кладбище. Последняя «новость» настолько поразила жителей столицы, что отныне в сознании горожан любое место на любом московском кладбище стало сравнимо со стоимостью квартиры. При этом мало кто из москвичей удосуживается поинтересоваться, сколько действительно стоит захоронение гробом и какие существуют варианты. Большинство ритуальных служб также не спешат просвещать заказчиков в этом вопросе. В результате горожане твердо уверены: кремация – самый верный способ избежать дорогих похорон.

Чтобы получить ясное представление о соотношении цен, в первую очередь нужно знать, сколько стоит захоронение на кладбище столицы. На сегодняшний день, вопреки бытующему мнению, в Москве существуют бюджетные варианты традиционного погребения гробом. Осуществить новое захоронение можно на открытых кладбищах Москвы — Ново-Богородском или Перепечинском — за 10-12 тысяч рублей. Если родственники покойного располагают родственным захоронением на любом кладбище столицы (даже закрытом), то при захоронении в родственную могилу стоимость услуг кладбища составит порядка 17-19 тысяч в зависимости от количества дополнительных услуг и необходимости демонтажа существующего надгробия.

Подробнее о тарифах на захоронение можно прочитать в соответствующей статье.

Все остальные траты, включая установку памятника и ограды, остаются на усмотрение родственников и потребуют денежных вложений не ранее, чем через год, когда земля на могиле осядет и утрамбуется. Погонный метр ограды обойдется в 1 200-1 500 рублей, еще порядка 20-30 тысяч потребуется на памятник. При этом нужно заметить, что люди верующие зачастую предпочитают отказаться от каменного надгробия и оставить на могиле крест, который был установлен в день похорон.

Вершина похоронного айсберга

«В настоящее время на территории Москвы функционирует 3 крематория, стоимость кремации едина во всех крематориях и составляет 4 300 рублей», — сообщают сайты столичных ритуальных служб. Именно за эту цифру – 4 300 – цепляется взгляд организующих похороны. В результате «4 300» видится как финальная стоимость погребения. «Добавим к этому гроб, венки, крест и автобус до кладбища – вот и будет 20 тысяч», — решают родственники покойного и звонят в крематорий.

Однако уже в день кремации выясняется, что пресловутые «4 300» — это только верхушка айсберга. Во-первых, кремированные останки нужно куда-то поместить, поэтому необходима урна. Самое дешевое вместилище праха стоит порядка 4 000 рублей, а если родственники захотят приобрести что-то более подобающее, то цена урны может превысить стоимость среднего гроба в 2-3 раза. При этом, независимо от «класса» урны, придется дополнительно заплатить за герметизацию капсулы с прахом (это особенно актуально, если прах планируют куда-либо перевозить).

На следующий день после кремации ответственному родственнику исправно передают урну с прахом усопшего. И тут появляется следующий вопрос – что делать с урной? Естественно, мало кто решится оставить подобный предмет у себя дома. Как итог – для урны начинают искать достойное место.

В настоящее время российское законодательство предусматривает три вида погребения праха: постановку урны в колумбарий, помещение в землю или развеивание. Естественно, кроме законодательно закрепленных, есть и более экстравагантные способы завершить похороны — заказать бриллиант из праха покойного или запустить капсулу в космос, но, согласитесь, на подобный шаг решится далеко не каждый. Вот и получается, что после кремации для усопшего все равно приходится искать место на кладбище.

Бетон по цене золота

Список кладбищ с колумбариями – довольно внушительный. Разброс цен – тоже. Можно найти ячейку за 5, а можно – и за 50 тысяч рублей. Верхний предел стоимости обозначен в 110-120 тысяч рублей для закрытых колумбариев. Стоимость ячеек зависит не только от расположения и «элитности» кладбища, но и от вида колумбария (открытый (на улице) или закрытый (ячейки находятся в помещении), а также от размещения ячейки. Самые дешевые места – на верхнем и нижнем уровнях. Верхний уровень – что-то вроде антресоли: для того, чтобы увидеть ячейку, без стремянки не обойтись. Нижний уровень – придется буквально встать на колени, чтобы увидеть ячейку, закрытую мемориальной доской. Самые дорогие ячейки – на уровне глаз, чуть выше и чуть ниже.

Получается, что стоимость бетонной ячейки на удобном уровне обходится значительно дороже нового захоронения гробом на открытом кладбище или родственного – на любом погосте Москвы.

Подробнее о стоимости ячеек в московских колумбариях – в статье «Новые тарифы на захоронение урн в Москве».

Похороны после кремации

Еще одним способом упокоения праха может стать захоронение урны в землю. Но и тут есть свои подводные камни.

Наиболее распространенный и самый бюджетный способ захоронения урны – в родственную могилу. В этом случае надежды на бюджетное погребение действительно имеют все шансы оправдаться. Услуги по захоронению урн на родственных участках вполне доступны даже в исторических некрополях и составляют 2 000 рублей.

Ситуация может осложниться, если ответственные за захоронение не имеют родственной могилы: далеко не каждое кладбище предоставляет новые участки для погребения урн. Впрочем, в случае если выбор кладбища не является принципиальным, место для захоронения урны всегда найдется, особенно на открытых кладбищах Москвы.

Единение с природой

Западная литература полнится описаниями развеивания праха над живописными горами, суровыми океанами и бескрайними прериями. Помимо явной романтической составляющей, подобный способ погребения к тому же признан самым бюджетным. Тем не менее, даже прогрессивный Запад далеко не всегда готов отдать прах своих близких во власть стихий.

Неудивительно, что даже будучи законодательно закрепленным, развеивание праха также не получило широкого распространения в России и в настоящее время практикуется исключительно во исполнение прижизненного волеизъявления усопшего. В этом сказываются и религиозные убеждения, и абсолютно не зависящее от религии желание родных иметь определенное место, где можно «навестить» усопшего. В случае если останки предаются ветру или воде, у людей не остается даже иллюзии того, что часть их близких все еще находится с ними в этом мире.

Комплексный подход

Тема видов погребения не исчерпывается упомянутыми выше случаями. Однако, независимо от того, какой способ погребения будет в итоге выбран родственниками покойного, необходимо помнить о нескольких основных моментах.

Несмотря на деликатную тему смерти, похоронное дело является сферой предпринимательства. При этом, как и в любом другом взаимодействии продавца и покупателя, внимание заказчиков зачастую намеренно фокусируют на цене какой-либо одной, достаточно дешевой детали, представляя ее как итоговую стоимость погребения. И только позже, уже в процессе организации похорон, начинают открываться все новые и новые «дополнительные траты». В результате «бюджетные» похороны могут перерасти даже средние показатели.

Чтобы не допустить этого, необходимо представлять себе весь процесс организации похорон – от заказа ритуальных принадлежностей до собственно погребения. За профессиональной консультацией можно всегда обратиться в одну из ритуальных справочных, в том числе и с вопросом о стоимости различных вариантов захоронения.

К примеру, ритуальная справочная похоронного предприятия «Ритуал» предоставляет консультации по всем вопросам организации похорон в ежедневном круглосуточном режиме по тел. (495) 642-28-83, (495) 642-28-84.

Исторический экскурс

Все религии, так или иначе, касаются вопроса смерти человека и последующего перехода в иной мир. По этой причине ритуал погребения является одним из важнейших действ в любой культуре. В настоящее время в мире преобладает два способа погребения: захоронение в землю и кремация.

Обычай сжигать тела умерших был исторически связан с развитием цивилизации. Погребальные культуры Древней Греции и Рима рассматривали кремацию как помощь душе умершего в ее переходе к загробной жизни.

С наступлением средневекового периода кремация, как, впрочем, и научный прогресс, подверглись суровому осуждению христианских идеологов. Более того, в 785 году Карл Великий и вовсе запретил кремацию под угрозой смертной казни. В результате христианский мир забыл о сожжении тел на ближайшую тысячу лет.

Столь долгая приверженность ингумации (захоронению в землю) обуславливалась не только следованием христианским традициям, но и наличием достаточного места для погребения. Однако технический и научный прогресс неизбежно показали жителям городов обратную сторону медали – резкое сокращение свободного места на фоне увеличения численности населения и, следовательно, нуждающихся в погребении тел.

Разрастание городов, скученность строений и тотальное пренебрежение санитарными соображениями привели к массовым болезням с не менее массовой смертностью. Цивилизованная Европа страдала от подобных нашествий уже несколько столетий, однако увеличение плотности населения поставило эпидемию в один ряд со стихийным бедствием. К счастью, одно из достижений научного прогресса – открытие микроорганизмов – показало, что захоронения играют немалую роль в распространении тяжелых болезней. Именно тогда о кремации снова вспомнили.

Решающую роль в возрождении кремации сыграла резолюция Международной медицинской конференции 1869 года во Флоренции, в которой ученые призвали к «сохранению здоровья и земли для живых людей» с помощью распространения сожжения как способа погребения. Тем не менее, кремация не отменяла христианскую заботу о покойном, поэтому подобное погребение требовало цивилизованных условий для сожжения тела.

Спустя всего четыре года после исторической Флорентийской конференции Бруно Брунетти сконструировал первую в мире кремационную печь, которая была продемонстрирована на Международной выставке в Вене. Уже в следующем году была основана Английская ассоциация крематоров. Вслед за Европой кремация распространилась в США, где также было создано несколько подобных ассоциаций.

Первый крематорий в Российской империи появился на территории форта «Александр I» недалеко от Кронштадта. Кремацию в форте проводили по медицинским соображениям. Дело в том, что в «Александре» размещалась первая в России эпидемиологическая лаборатория (отсюда и неофициальное название форта – «чумной»). По понятным причинам, погибшие от заболеваний лабораторные животные не могли быть транспортированы на материк, поэтому сжигались на территории форта.

Первый гражданский крематорий в России появился до революции во Владивостоке и был предназначен для кремации проживающих на территории города японских подданных. Советским же гражданам «огненное погребение» стало доступно в 1920 году в Петрограде, а в 1927 году – в Москве, на территории Донского монастыря.

Вопросы религии

Преобладание того или иного способа погребения тесно связано с господствующим религиозным учением. Научно-технический прогресс и глобализация внесли в данную проблему свои коррективы, но так и не смогли решить ее до конца.

В масштабе планеты кремация является если не самым распространенным видом погребения, то, по крайней мере, сравнима с захоронением по степени востребованности. Такое соотношение обусловлено распространением кремации у индийцев и китайцев, составляющих более трети человечества. Кроме того, за кремацию выступает значительная часть язычников, атеистов, а также ученых и защитников экологии. В современных развитых странах доля кремируемых колеблется от 70 до 98%. Многие люди осознают разрушительное действие прогресса на природное равновесие и считают, что планета чрезмерно загрязнена продуктами человеческой деятельности. Захоронение тел в землю лишь увеличивает нагрузку на и без того ослабленную экосистему. В последние годы критике экологов подверглась даже кремация, связанная со значительными выбросами углекислого газа в атмосферу. Новейший вид погребения – промессия – предполагает криогенную обработку тела, преобразующую ткани в элементы, которые могут легко и быстро усвоиться экосистемой.

Тем не менее, значительная часть населения Земли продолжает рассматривать захоронение в землю как единственный верный способ погребения. Самые распространенные монотеистические религии отрицают кремацию и выводят ее за рамки дозволенного. В частности, Христианство, Иудаизм и Ислам подвели под отрицание кремации основательную религиозную базу, которая в основном зиждется на бережном отношении к телу как к сосуду, в котором некогда находилась душа.

Так, неприятие кремации христианами обуславливается верой в день Страшного Суда, когда души умерших возвратятся в свои тела и восстанут из могил. Тело рассматривается как дом, который нужно сохранить, чтобы душе было куда возвращаться. В мусульманской похоронной традиции кремация сравнивается с горением в аду, а люди, кремирующие тело правоверного, берут на себя большой грех. Иудаизм также негативно относится к сожжению. Ортодоксальные евреи не раз выступали против строительства крематориев в Израиле. Два других течения в иудаизме – реформистское и консервативное – относятся к сожжению покойных более терпимо.

Некоторые историки видят истоки приверженности тому или иному виду погребения в географии расселения и природных условиях. Обычай закапывать умерших в землю объясняется скудной растительностью регионов, в которых происходило зарождение и становление иудаизма и ислама. По этой причине самым доступным видом погребения являлось захоронение в землю либо возведение каменного кургана.

Тем не менее, процесс глобализации вносит свои коррективы даже в столь ортодоксальную сферу, как религия. В настоящее время наиболее развитые страны, страдающие от перенаселения, не могут игнорировать проблемы экологии и нехватки мест под традиционные захоронения. Более того, юридическая основа в виде конституций, декларации прав человека и гражданских свобод имеет определенное влияние на религию, которая вынуждена считаться с законодательной властью. Поэтому религиозным главам приходится идти на определенные уступки.

Так, в 2008 году Ватикан признал право на отпевание кремированных верующих, одобрив новый похоронный обряд, предназначенный для кремации. В нем были приведены специальные молитвы, произносимые над пеплом, а также молитвы, предназначенные для крематория.

Православная церковь, в лице патриарха Алексия II, также уравняла кремацию с захоронением, объявив, что кремация не противоречит канонам Христианства. Подтверждением тому служит проведение обрядов отпевания умерших в траурных залах крематориев священниками РПЦ.

Русская православная церковь не раз получала открытые обращения граждан, чьи близкие, умерли при трагических обстоятельствах. Так, жены и матери солдат, погибших во время чеченских кампаний, а также родственники подводников затонувшего «Курска» просили священнослужителей разъяснить, что будет с душами их близких, чьи тела были уничтожены против их воли. Неужели участь защитников Отечества – гореть в адском огне? Ответ Православной церкви был однозначен: невозможность захоронения не является тяжким грехом и не порицается.

Таким образом, современная Христианская Церковь склонна ставить превыше всего веру человека и его поступки, а не внешние религиозные предписания. Бог был настолько велик, что создал человека из глины, поэтому и воскресить человека Всевышний может даже при отсутствии тела. Кроме того, тела многих средневековых праведников давно истлели. Значит ли это, что они не удостоятся воскрешения?

В своей работе «Оккультизм в Православии» протодиакон Андрей Кураев пишет: «Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель».

Схожее мнение можно найти у древнехристианских писателей. К примеру, автор апологии христианства «Октавий» Минуций Феликс утверждал: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

Упоминания кремации как принятого способа погребения можно найти и в иудейском Танахе, практически полностью соответствующем христианскому Ветхому Завету. В качестве примера приведем несколько цитат:

  • «И поднялись все отважные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бейт-Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там» (1 Цар 31:12);
  • «...И умер в жестоких страданиях; и не устроил для него народ его сожжения, подобно сожжению отцов его» (2 Пар 21:19);
  • «И похоронили его в гробнице его, которую он вырыл для себя в городе Давида; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусно приготовленными умащениями, и устроили для него весьма большое сожжение» (2 Пар 16:14).

Современный взгляд

На сегодняшний день захоронение в землю и кремация в развитых странах Европы и Америки все более противостоят друг другу как традиционное и новое, нежели как правоверное и еретическое. По этой причине традиционный способ погребения выбирают в основном люди старшего поколения и завещают его своим потомкам.

Сохранение традиций, в том числе и традиций погребения, становится попыткой поддержать преемственность поколений и сохранение наследия. Ведь с самых ранних времен некрополи отражали особенности той или иной культуры и господствующие в обществе порядки. В современном мире, где постепенно стираются границы и различия, сохранение национальной и культурной идентичности становится для многих крайне важной задачей.

Данная ситуация наблюдается и в России, с той лишь разницей, что длительное подавление Церкви и взращивание общества атеистов стало причиной угасания православной культуры. Этот период «заморозки» привел к тому, что при захоронении в землю зачастую преследуется не совсем не религиозная, а советская традиция. Востребованность же кремации зачастую зависит от наличия в городе крематория, а также от финансовых ресурсов на погребение. Услуга кремации, в отличие от работ по захоронению, имеет фиксированную стоимость, а урна с прахом способна разместиться на крайне ограниченной площади.

Тем не менее, с течением времени и по мере отдаления от советских времен, все больше россиян чувствуют в себе потребность в следовании религиозному учению, не только православной, но и порой совсем не христианской традиции. Эта тенденция обозначает отход от материалистической идеологии и символизирует хотя и робкое, но стабильное возрождение духовности.

Одной из мощнейших тенденций современного мира является индивидуализация и, как следствие, рост самоосознанности человека. В этих условиях догмы религии зачастую отходят на второй план, уступая место сугубо личным соображениям, как умирающего, так и его родственников. В подобных условиях забота о прижизненном волеизъявлении усопшего и соблюдение предписаний его вероисповедания должны иметь решающее значение при выборе способа погребения.

< Пред.   След. >