Дизайнерские коллекции траурной одежды

17.11.2023
обновлено 22.11.2023

Траурная одежда может быть не только атрибутом похорон, но и способом творческого самовыражения для дизайнеров.

В большинстве случаев к созданию траурных коллекций кутюрье подталкивают личные трагедии и утраты. Но иногда траурное звучание моде придает исторический контекст — трагедия целой нации или конец эпохи, а иногда художник придает теме смерти иные, совсем неожиданные коннотации.

Национальный и личный траур в коллекциях Кристобаля Баленсиаги

Творчество французского модельера Кристобаля Баленсиаги пронизано трауром. Ведь на его долю выпало много потрясений. Первая траурная коллекция была выражением скорби целой нации, переживавшей ужас Второй Мировой войны. Несмотря на то, что модный дом закрыли фашисты, к 1945 году дизайнер создал целую траурную коллекцию шелковых и бархатных платьев для женщин, дополненных также полностью черными аксессуарами. Некоторые образы дополняли контрастные детали, например, соломенные шляпки, однако с черным плюмажем. Так Баленсиага обозначил основную идею: война осталась позади, первые проблески света уже видны, но боль еще долго будет жить в сердцах выживших.

Вторая траурная коллекция появилась в 1948 году и была посвящена личной утрате дизайнера. В этом году скончался его близкий друг, с которым они работали много лет. На этот раз никаких ярких пятен не было, только глухой черный цвет, усиленный еще и креповыми траурными лентами. Причем Баленсиага придал всем деталя гардероба строгие геометрические формы, отразив в острых гранях горе.

Так, одежда, приличествующая похоронам, впервые стала средством самовыражения в мире моды. А имя Кристобаля Баленсиаги теперь прочно ассоциируется с черным цветом.

Королевский траур участников Лондонской недели моды

Осенью 2022 года, когда умерла королева Елизавета II, отменили массу мероприятий. Но не Лондонскую неделю моды. Она проходила как раз в дни траура, когда вся страна оплакивала свою утрату. Уходила целая эпоха, а потому многие дизайнеры включили траурные элементы в свои новые коллекции.

Так, в коллекции JW Anderson на фоне ярких неоновых цветов, платьев-абажуров и перевернуты вверх ногами свитеров появилась черная футболка, на которой белыми буквами было написано: «The Queen, thank you 1926-2022». Такие плакаты появились на каждом фонарном столбе в день смерти королевы 8 сентября.

Ярко-розовая коллекция Richard Quinn наиболее сильно изменилась под влиянием национального траура. В 2018 году дизайнер получил личную похвалу от королевы и премию ее имени. Поэтому, кроме традиционных моделей с гороховыми и цветочными принтами, на подиуме были представлены платья из черного бархата с густой вуалью и королевской вышивкой.

В коллекции ERDEM присутствовали традиционные викторианские траурные платья с тяжелой фатой, кружевом, королевской вышивкой. Глухие темные наряды дизайнер показал в самом конце. Таким образом, участники Лондонской недели моды не только отдали дань уважения своей королеве, но и задали тон нового сезона, окрашенного в темные тона утраты.

Траурная исключительность Владислава Аксенова

В 2011 году российские модельер Владислав Аксенов продемонстрировал траурную моду в неожиданном контексте. Его коллекция «Lutto», что в переводе с итальянского означает «скорбь», не была посвящена теме утраты как таковой. Во главе угла стояла идея исключительности.

Смерть — событие, которое выходит за рамки обыденности, она выбивает из колеи и оставляет след надолго. Траурный гардероб никогда не используется в повседневной жизни. Это нечто совершенно особенное. А потому траурные наряды от Владислава Аксенова представляют собой сочетание несочетаемого: шелка и органзы, жемчуга и перьев, кружева и металлических цепей.

Модельер хотел подчеркнуть, что одежда, которую надевают на похороны, является своеобразным феноменом в мире моды и занимает в нем особое место. Но при этом она не должна быть лишена женственности и красоты.

Смерть как произведение искусства в ювелирных коллекциях Эшли Чжан

Если в мире высокой моды траурные коллекции появляются время от времени, то в ювелирном деле тема остается практически табуированной. Хотя в георгианскую и викторианскую эпоху траурные украшения были обычным делом, сейчас ювелиры не стремятся работать со смертью.

Мастер-ювелир из США Эшли Чжан тоже долгое время избегала траурной тематики. Но смерть отца подтолкнула ее к изучению винтажных украшений, созданных ради сохранения памяти об ушедших близких. Именно в таком контексте, так как украшения в данном случае вовсе не являются дополнением к траурной одежде. На похоронах вообще не приветствуются какие-либо яркие аксессуары.

Изделия, которые создает Чжан, носят для того, чтобы они напоминали об умерших. Их заказывают уже после похорон. Такие украшения обычно предполагают гравировку имени покойного или памятной надписи — это своеобразный памятник в миниатюре. В основном, Эшли Чжан создает подвески из золота, покрытые черной эмалью с ручной росписью, в которой преобладают растительные мотивы, в основном, это ландыши и ивы. Также в росписи часто фигурирует образ погребальной урны. Однако в коллекции есть и броши, и кольца, где преобладает мотив волны, так как вода — символ перехода из одного мира в другой.

< Пред.   След. >