Захоронение гробом или кремация: что выбрать?

Действительно ли кремация дешевле, чем захоронение гробом? В каком случае целесообразнее выбрать тот или иной вид погребения?

Каждая религия затрагивает вопросы смерти человека и перехода в иной мир. В каждой из культур есть свои погребальные ритуалы, которые складывались веками и являются одной из главных составляющих традиций общества. В настоящее время в мире преобладает два способа погребения: захоронение в землю и кремация.

До недавнего времени в Москве соотношение традиционного погребения в землю и кремации было примерно равно. Но в последние года доля похорон с кремацией стала расти, да и пандемия коронавируса сыграла в этом большую роль. Многие жители мегаполиса выбирают такой способ погребения из соображений экономии. В этой статье мы рассмотрим актуальную информацию, касающуюся обоих способов погребения, которая поможет определиться с выбором.

Краткие факты

Что нужно знать о захоронении гробом

В общественном сознании глубоко укоренилась мысль, что похоронить гробом на московском кладбище стоит баснословных денег, это могут себе позволить только состоятельные граждане, а всем остальным остается только кремация. В СМИ нередко мелькают заголовки о коррумпированности ритуального рынка и несметных богатствах похоронщиков. Однако, мало кто из горожан владеет актуальной информацией в этой области до наступления траурных событий.

Чтобы получить ясное представление о соотношении цен, в первую очередь нужно знать способы получения места на столичном кладбище. Место для захоронения на кладбище в Москве можно купить, получить бесплатно, а также произвести родственное захоронение в имеющуюся могилу.

Покупка места на кладбище возможна как по факту смерти, так и заблаговременно на аукционе. Купить участок для захоронения можно на любом московском кладбище, в том числе и закрытом для свободных захоронений при условии, что на этом кладбище производится продажа свободных участков. Безусловно, покупка понравившегося места на выбранном кладбище — самый дорогой способ получения могилы. Стоимость могилы варьируется от нескольких сот тысяч рублей до нескольких миллионов в зависимости от площади приобретаемого участка, его расположения по отношению к центральному входу на кладбище, а также от престижности самого кладбища и его удаленности от центра города. Ознакомиться с актуальными ценами на участки для захоронений и их наличием можно в едином реестре на сайте Правительства Москвы.

Получить место на московском кладбище можно и на безвозмездной основе. Бесплатные места на кладбищах в Москве предоставляются только на тех кладбищах, которые имеют статус открытых для свободных захоронений. Все эти кладбища располагаются за МКАД и, к сожалению, выбрать понравившийся участок нельзя. Но денег на покупку места для захоронения не потребуется, и оплатить будет нужно только копку могилы.

То же касается и имеющегося семейного участка. Захоронение гробом на участке семейного (родового) захоронения производится бесплатно, оплаты требует только услуга копки могилы. Но здесь необходимо учитывать срок давности предыдущего захоронения. В Москве повторное захоронение гробом возможно только по истечении 15 лет с момента предыдущего погребения. На захоронение урн срока давности нет.

Все остальные траты, включая установку памятника и ограды, остаются на усмотрение родственников и потребуют денежных вложений не ранее, чем через год, когда земля на могиле осядет. В день похорон на свежую могилу может быть установлен только деревянный крест, который приобретается при заказе ритуальных принадлежностей.

Что нужно знать о кремации

Кремация в Москве, как и во всем мире, производится в специальных ритуальных сооружениях — крематориях, оборудованных печами. В процессе кремации гроб и останки человека сгорают при очень высокой температуре, после чего собираются в специальный герметичный контейнер — урну.

Родственникам, которые рассматривают кремацию как способ погребения близкого человека, стоит помнить, что забрать урну с прахом из крематория можно только при предъявлении документа, удостоверяющего право на могилу или ячейку в колумбарии. То есть, в обязательном порядке требуется место для погребения урны, как и для погребения гроба.

Место для захоронения урны можно получить теми же способами, что и для захоронения гробом, о них мы писали выше. Единственная разница в том, что для урны требуется значительно меньше места, чем для гроба, поэтому даже платные участки обходятся дешевле.

Кроме того, существует возможность поместить урну в нишу колумбария. Сегодня большинство московских кладбищ располагают стенами скорби или специальными саркофагами — открытыми колумбариями цилиндрической формы. Стоимость аренды колумбарной ниши варьируется от нескольких тысяч рублей в год до нескольких десятков тысяч.

Важно помнить, что сама по себе процедура кремации платная. Тарифы в московских крематориях едины и устанавливаются ГБУ «Ритуал».

Западная культура полнится описаниями развеивания праха в живописных местах. Помимо явной романтической составляющей, подобный способ погребения к тому же признан самым бюджетным. Тем не менее, даже прогрессивный Запад далеко не всегда готов отдать прах своих близких во власть стихий.

На этом сказываются и религиозные убеждения, и абсолютно не зависящее от религии желание родных иметь определенное место, где можно «навестить» усопшего. В случае если останки предаются ветру или воде, у людей не остается даже иллюзии, что часть их близких все еще находится с ними в этом мире.

Комплексный подход

Независимо от того, какой способ погребения будет в итоге выбран родственниками покойного, необходимо помнить о нескольких основных моментах.

Несмотря на деликатную тему смерти, похоронное дело является сферой предпринимательства. При этом, как и в любом другом взаимодействии продавца и покупателя, внимание заказчиков зачастую намеренно фокусируют на цене какой-либо одной, достаточно дешевой детали, представляя ее как итоговую стоимость погребения. И только позже, уже в процессе организации похорон, начинают открываться все новые и новые «дополнительные траты». В результате «бюджетные» похороны могут перерасти даже средние показатели.

Чтобы не допустить этого, необходимо представлять себе весь процесс организации похорон – от заказа ритуальных принадлежностей до собственно погребения. За профессиональной консультацией можно всегда обратиться в одну из ритуальных справочных, в том числе и с вопросом о стоимости различных вариантов захоронения.

Ритуальная справочная похоронного предприятия «Ритуал» предоставляет консультации по всем вопросам организации похорон в ежедневном круглосуточном режиме по тел. (495) 642-28-83, (495) 642-28-84.

Исторический экскурс

Все религии, так или иначе, касаются вопроса смерти человека и последующего перехода в иной мир. По этой причине ритуал погребения является одним из важнейших действ в любой культуре. В настоящее время в мире преобладает два способа погребения: захоронение в землю и кремация.

Обычай сжигать тела умерших был исторически связан с развитием цивилизации. Погребальные культуры Древней Греции и Рима рассматривали кремацию как помощь душе умершего в ее переходе к загробной жизни.

С наступлением средневекового периода кремация, как, впрочем, и научный прогресс, подверглись суровому осуждению христианских идеологов. Более того, в 785 году Карл Великий и вовсе запретил кремацию под угрозой смертной казни. В результате христианский мир забыл о сожжении тел на ближайшую тысячу лет.

Столь долгая приверженность ингумации (захоронению в землю) обуславливалась не только следованием христианским традициям, но и наличием достаточного места для погребения. Однако технический и научный прогресс неизбежно показали жителям городов обратную сторону медали – резкое сокращение свободного места на фоне увеличения численности населения и, следовательно, нуждающихся в погребении тел.

Разрастание городов, скученность строений и тотальное пренебрежение санитарными соображениями привели к массовым болезням с не менее массовой смертностью. Цивилизованная Европа страдала от подобных нашествий уже несколько столетий, однако увеличение плотности населения поставило эпидемию в один ряд со стихийным бедствием. К счастью, одно из достижений научного прогресса – открытие микроорганизмов – показало, что захоронения играют немалую роль в распространении тяжелых болезней. Именно тогда о кремации снова вспомнили.

Решающую роль в возрождении кремации сыграла резолюция Международной медицинской конференции 1869 года во Флоренции, в которой ученые призвали к «сохранению здоровья и земли для живых людей» с помощью распространения сожжения как способа погребения. Тем не менее, кремация не отменяла христианскую заботу о покойном, поэтому подобное погребение требовало цивилизованных условий для сожжения тела.

Спустя всего четыре года после исторической Флорентийской конференции Бруно Брунетти сконструировал первую в мире кремационную печь, которая была продемонстрирована на Международной выставке в Вене. Уже в следующем году была основана Английская ассоциация крематоров. Вслед за Европой кремация распространилась в США, где также было создано несколько подобных ассоциаций.

Первый крематорий в Российской империи появился на территории форта «Александр I» недалеко от Кронштадта. Кремацию в форте проводили по медицинским соображениям. Дело в том, что в «Александре» размещалась первая в России эпидемиологическая лаборатория (отсюда и неофициальное название форта – «чумной»). По понятным причинам, погибшие от заболеваний лабораторные животные не могли быть транспортированы на материк, поэтому сжигались на территории форта.

Первый гражданский крематорий в России появился до революции во Владивостоке и был предназначен для кремации проживающих на территории города японских подданных. Советским же гражданам «огненное погребение» стало доступно в 1920 году в Петрограде, а в 1927 году – в Москве, на территории Донского монастыря.

Вопросы религии

Преобладание того или иного способа погребения тесно связано с господствующим религиозным учением. Научно-технический прогресс и глобализация внесли в данную проблему свои коррективы, но так и не смогли решить ее до конца.

В масштабе планеты кремация является если не самым распространенным видом погребения, то, по крайней мере, сравнима с захоронением по степени востребованности. Такое соотношение обусловлено распространением кремации у индийцев и китайцев, составляющих более трети человечества. Кроме того, за кремацию выступает значительная часть язычников, атеистов, а также ученых и защитников экологии. В современных развитых странах доля кремируемых колеблется от 70 до 98%. Многие люди осознают разрушительное действие прогресса на природное равновесие и считают, что планета чрезмерно загрязнена продуктами человеческой деятельности. Захоронение тел в землю лишь увеличивает нагрузку на и без того ослабленную экосистему. В последние годы критике экологов подверглась даже кремация, связанная со значительными выбросами углекислого газа в атмосферу. Новейший вид погребения – промессия – предполагает криогенную обработку тела, преобразующую ткани в элементы, которые могут легко и быстро усвоиться экосистемой.

Тем не менее, значительная часть населения Земли продолжает рассматривать захоронение в землю как единственный верный способ погребения. Самые распространенные монотеистические религии отрицают кремацию и выводят ее за рамки дозволенного. В частности, Христианство, Иудаизм и Ислам подвели под отрицание кремации основательную религиозную базу, которая в основном зиждется на бережном отношении к телу как к сосуду, где некогда находилась душа.

Так, неприятие кремации христианами обуславливается верой в день Страшного Суда, когда души умерших возвратятся в свои тела и восстанут из могил. Тело рассматривается как дом, который нужно сохранить, чтобы душе было куда возвращаться. В мусульманской похоронной традиции кремация сравнивается с горением в аду, а люди, кремирующие тело правоверного, берут на себя большой грех. Иудаизм также негативно относится к сожжению. Ортодоксальные евреи не раз выступали против строительства крематориев в Израиле. Два других течения в иудаизме – реформистское и консервативное – относятся к сожжению покойных более терпимо.

Некоторые историки видят истоки приверженности тому или иному виду погребения в географии расселения и природных условиях. Обычай закапывать умерших в землю объясняется скудной растительностью регионов, в которых происходило зарождение и становление иудаизма и ислама. По этой причине самым доступным видом погребения являлось захоронение в землю либо возведение каменного кургана.

Тем не менее, процесс глобализации вносит свои коррективы даже в столь ортодоксальную сферу, как религия. В настоящее время наиболее развитые страны, страдающие от перенаселения, не могут игнорировать проблемы экологии и нехватки мест под традиционные захоронения. Более того, юридическая основа в виде конституций, декларации прав человека и гражданских свобод имеет определенное влияние на религию, которая вынуждена считаться с законодательной властью. Поэтому религиозным главам приходится идти на определенные уступки.

Так, в 2008 году Ватикан признал право на отпевание кремированных верующих, одобрив новый похоронный обряд, предназначенный для кремации. В нем были приведены специальные молитвы, произносимые над пеплом, а также молитвы, предназначенные для крематория.

Православная церковь также уравняла кремацию с захоронением, объявив, что кремация не противоречит канонам христианства. Подтверждением тому служит проведение обрядов отпевания умерших в траурных залах крематориев священниками РПЦ.

Русская православная церковь не раз получала открытые обращения граждан, чьи близкие, умерли при трагических обстоятельствах. Так, жены и матери солдат, погибших во время чеченских кампаний, а также родственники подводников затонувшего «Курска» просили священнослужителей разъяснить, что будет с душами их близких, чьи тела были уничтожены против их воли. Неужели участь защитников Отечества – гореть в адском огне? Ответ Православной церкви был однозначен: невозможность захоронения не является тяжким грехом и не порицается.

Таким образом, современная христианская Церковь склонна ставить превыше всего веру человека и его поступки, а не внешние религиозные предписания. Бог был настолько велик, что создал человека из глины, поэтому и воскресить человека Всевышний может даже при отсутствии тела. Кроме того, тела многих средневековых праведников давно истлели. Значит ли это, что они не удостоятся воскрешения?

В своей работе «Оккультизм в Православии» протодиакон Андрей Кураев пишет: «Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель».

Схожее мнение можно найти у древнехристианских писателей. К примеру, автор апологии христианства «Октавий» Минуций Феликс утверждал: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

Упоминания кремации как принятого способа погребения можно найти и в иудейском Танахе, практически полностью соответствующем христианскому Ветхому Завету. В качестве примера приведем несколько цитат:

  • «И поднялись все отважные, и шли всю ночь, и взяли тело Саула и тела сыновей его со стены Бейт-Шеана, и пришли в Явеш, и сожгли их там» (1 Цар 31:12);

  • «...И умер в жестоких страданиях; и не устроил для него народ его сожжения, подобно сожжению отцов его» (2 Пар 21:19);

  • «И похоронили его в гробнице его, которую он вырыл для себя в городе Давида; и положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусно приготовленными умащениями, и устроили для него весьма большое сожжение» (2 Пар 16:14).

Современный взгляд

На сегодняшний день захоронение в землю и кремация в развитых странах Европы и Америки все более противостоят друг другу как традиционное и новое, нежели как правоверное и еретическое. По этой причине традиционный способ погребения выбирают в основном люди старшего поколения и завещают его своим потомкам.

Сохранение традиций, в том числе и традиций погребения, становится попыткой поддержать преемственность поколений и сохранение наследия. Ведь с самых ранних времен некрополи отражали особенности той или иной культуры и господствующие в обществе порядки. В современном мире, где постепенно стираются границы и различия, сохранение национальной и культурной идентичности становится для многих крайне важной задачей.

Данная ситуация наблюдается и в России, с той лишь разницей, что длительное подавление Церкви и взращивание общества атеистов стало причиной угасания православной культуры. Этот период «заморозки» привел к тому, что при захоронении в землю зачастую преследуется совсем не религиозная, а советская традиция. Востребованность же кремации зачастую зависит от наличия в городе крематория, а также от финансовых ресурсов на погребение. Услуга кремации, в отличие от работ по захоронению, имеет фиксированную стоимость, а урна с прахом способна разместиться на крайне ограниченной площади.

С течением времени и по мере отдаления от советских времен, все больше россиян чувствуют в себе потребность в следовании религиозному учению, не только православной, но и порой совсем не христианской традиции. Эта тенденция обозначает отход от материалистической идеологии и символизирует хотя и робкое, но стабильное возрождение духовности.

Одной из мощнейших тенденций современного мира является индивидуализация и, как следствие, рост самоосознанности человека. В этих условиях догмы религии зачастую отходят на второй план, уступая место сугубо личным соображениям, как умирающего, так и его родственников. В подобных условиях забота о прижизненном волеизъявлении усопшего и соблюдение предписаний его вероисповедания должны иметь решающее значение при выборе способа погребения.

< Пред.   След. >