Зеленая миля: кладбища вдоль автомагистралей

Великобритания испытывает дефицит земли под захоронения. В связи с этим, деятели науки ищут решения, которые позволят, не оскорбляя мертвых, сохранить земельные ресурсы. Так возникла идея «зеленых кладбищ» вдоль автомагистралей.

Ежегодно в Англии хоронят до 500 000 человек. В связи с пандемией коронавируса, это число увеличилось в несколько раз. Земля под захоронения заканчивается. Администрация городов вынуждена отдавать под кладбища поля и пастбища. Но это не решит проблему. С учетом смертности, места хватит только для старшего поколения. А люди продолжают рождаться и умирать.

Остается два варианта: запретить погребение в землю, как уже сделали в Китае. Но против этого активно выступает католическая и англиканская церковь. Или искать инновационные способы захоронения. Один из таких способов придумал доктор Джон Эштон, экс-министр здравоохранения. Его статья в авторитетном «Журнале Королевского Медицинского общества» вызвала бурные дискуссии.

«Зеленые кладбища» вдоль проезжих дорог

Пока муниципалитеты искали свободные земли в лесах и полях, профессор Эштон заметил, что территории вдоль проезжих дорог совершенно не используются. Так же обстоит дело с многокилометровыми зонами вдоль железнодорожных насыпей. Они остаются пустыми — так почему бы не использовать их под захоронения?

В своей статье Эштон выдвигает четыре аргумента:

  1. Земли вдоль автобанов больше ни для чего не пригодны, а мертвым все равно, где находятся их могилы. Как бы цинично это ни звучало, но факт остаётся фактом. Вдоль дорог нельзя жить, там не выращивают овощи и фрукты, не пасут скот. В то же время, умершим не мешает шум оживленной автомагистрали, им не повредят ни выхлопные газы, ни бензин.
  2. Земля вдоль трасс не будет загрязнена и отравлена, если хоронить умерших в биоразлагаемых гробах и не подвергать тела бальзамированию. Ведь землю, в большей степени, отравляют химикаты, а не трупные яды. Что касается «зеленых похорон», с этим в Великобритании проблем нет. Здесь давно существуют специализированные похоронные бюро, которые предлагают именно такой способ захоронения.
  3. Кладбище вдоль дороги не будет смущать водителей, если вместо традиционных надгробий выращивать деревья. Дерево в качестве памятника — один из модных трендов ритуальной индустрии. Кроме того, оно на много поколений переживет каменную плиту и будет напоминать о месте захоронения человека не только его внукам, но и более далеким потомкам. Это укрепит семейные связи.
  4. Создание «зеленых кладбищ» позволит улучшить экологическую ситуацию. Уже было доказано, что в регионах, где высаживали много деревьев, люди меньше страдали хроническими заболеваниями. Таким образом, появление «зеленых коридоров» улучшит качество жизни как нынешнего, так и следующих поколений.

Предложение Эштона показалось обществу весьма ценным, и его статью широко освещали в прессе. В том числе в газете Independent. Но будет ли этот проект реализован на практике — пока неизвестно.

< Пред.   След. >