Женщина с сохой: древний славянский ритуал на отпугивание смерти

27.05.2023

Зачем крестьянки-язычницы пахали землю за околицей, сеяли песок, били мужчин, и как это помогало отогнать смерть?

Работа в полях, в частности, пахота у древних славян была мужской прерогативой, но иной раз можно было увидеть и женщину с сохой. Правда, не в поле, а за околицей, и сеяли они вовсе не зерно, а песок. И хотя странный обряд имел косвенное отношение к сельскому хозяйству, таким образом крестьянки помогали вырастить урожай, отгоняя прочь Мар — приспешников богини смерти Марены.

Кто такие Мары, и почему они вредили людям?

Языческие верования лишены христианской дихотомии, поэтому славяне не делили богов на добрых и злых. Да, Марена была богиней зимы и смерти, однако ее почитали, ведь как первое, так и второе, является естественным завершением цикла жизни. Зима была ее временем, в честь Марены устраивали празднества со 2-го по 24-е ноября, 2 февраля, 1 и 20-22 марта.

В день Весеннего равноденствия она должна была отступить, уступив место Леле — своей сестре. Но суровая богиня не хотела уходить так просто, а потому принято было проводить особый ритуал для ее изгнания. В неполном виде он дошел до наших дней. Крестьяне мастерили соломенное чучело, символизирующее Марену, ставили на шест, сооружали напротив каменный алтарь, куда приносили цветы, овощи и ягоды, потом чучело сжигали либо бросали в реку. После этого устраивали символические поминки, для которых в обязательном порядке пекли блины.

Итак, Марена уходила, и на смену зиме приходила весна. Но, увы, богиня неизменно старалась продлить время своего господства, и иногда проводы не помогали. Остаться она не могла, но вот оставить своих приспешников — вполне. Назывались они Марами и, согласно славянской мифологии, было их двенадцать. Мары считаются дочерьми Марены и Чернобога и воплощают недуги, мор, голод, ночные кошмары и другие беды.

Если весна была холодной, скот погибал, а в деревне бушевала эпидемия, славяне прибегали к решительным мерам и проводили ритуал опахивания смерти, изгоняя зловредных Мар прочь.

Что такое опахивание смерти у древних славян?

Опахивание смерти, согласно некоторым источникам, проводилось в определенные дни, но упоминания об этом относятся уже к XIX-XX вв. Язычество не полностью сдало позиции и со временем тесно переплелось с христианской традицией, поэтому ритуал опахивания все равно сохранился, но проводили его в церковные праздники, такие как Великая Суббота. Как выбирали день в дохристианские времена, неизвестно. Может быть, обряд вовсе не был привязан к конкретным датам, а отправляли его в случаях, когда на деревню обрушивались разные напасти.

В назначенный день, ранним утром, деревенские женщины собирались за околицей, вооруженные серпами, косами, вилами, а также кухонной утварью. Самая сильная из присутствующих бралась за соху с двумя помощницами, и они должны были пропахать борозду вокруг деревни — своеобразный защитный круг. Другие шли за ними и сеяли в борозду песок со словами: «Как песок взойдет, так и Смерть придет». Как считалось, за эту черту смерть проникнуть не сможет.

Однако Мары уже поселились в деревне, и нужно было их изгнать подальше. И после того, как борозда была готова, женщины проходили по деревне большой процессией, гремя сковородами и трещетками, пели ритуальные песни, призванные отогнать силы тьмы. Если по дороге им встречалось какое-нибудь животное, его приносили в жертву, так как считалось, что Мары способны вселяться в различный зверей, поэтому скотину запирали, ведь никто не хотел лишиться лошади или коровы.

Почему в ритуале опахивания участвовали только женщины?

Возникает вопрос: почему ритуал опахивания проводили исключительно женщины, если в тяжелых полевых работах были заняты мужчины? Да и процессия из мужчин с вилами, топорами и косами выглядит внушительнее.

Здесь стоит вспомнить, что изначально языческое общество было матриархальным, и только женщинам было доступно ведьмовство. Мужчины не могли проводить ритуалы, более того — даже видеть женщин, творящих колдовские дела, строго запрещалось. Тех, кто нарушал запрет, наказывали если не сами ведьмы, то боги или духи.

Когда проводился ритуал опахивания, мужчины, равно как и малолетние дети, должны были сидеть дома, закрыв все двери и ставни. Нельзя было выглядывать на улицу и выходить во двор. Но больше всего не поздоровилось бы мужчине, попавшемуся на пути процессии. Женщины набрасывались на него и колотили, чтобы неповадно было нарушать ход важного обряда. Кроме того, считалось, что Мары тоже не пожалеют его и нашлют всяческие несчастья.

< Пред.   След. >