Отношение к смерти

Каждая из мировых цивилизаций, религий и культур уделяет внимание вопросу смерти. Представление общества о том, что происходит с человеком после кончины, во многом определяет отношение к жизни, формирует моральные устои.

Древние цивилизации

Сколько существует жизнь и разум, столько человечество задумывается о смерти, пытается понять ее философский смысл, представить себе, что происходит по ту сторону жизни. Идея смерти и жизни после нее стала темой великих произведений искусства, вдохновением для авторов многих шедевров литературы.

Древняя Греция и Рим

Мифы и легенды этих мировых цивилизаций, которые мы знаем сегодня, описывают отношение древних римлян и греков к вопросу смерти и загробной жизни. Смерть не была концом жизни, она воспринималась как начало нового пути. В древнегреческой культуре не было веры в единого бога, каждый из членов пантеона выполнял определенную функцию. Богиня судьбы Мойра определяла дату и время смерти для человека, а Танатос выносил приговор и был проводником в царство Аида. После кончины бог подземного царства Аид судил всех, кто к нему попадал, определял, куда отправится душа: в мрачные подземелья, на остров блаженных или в чудесные сады Элизиума. Страшных мук после смерти никто не испытывал, души в наказание тосковали по прелестям земной жизни.

Древнекитайская цивилизация

В древнем добуддистском Китае не было идеи переселения или перевоплощения душ. Жизнь была высшей ценностью, и традиционно китайцы уделяли много внимания ее продлению. Тело человека было единственным началом многогранного духа, а сохранение тела человека после смерти помогало продолжить его существование. Тем не менее смерть была неизбежной трансформацией жизни. Китайцы верили, что духи предков могут жить среди живых, иногда даже нанося им вред.

Древние египтяне

В культуре древнего Египта смерти и загробной жизни уделено гораздо больше внимания, чем всему остальному. Древние египтяне верили, что после смерти человек попадает в Дуат — загробный мир. Обряды бальзамирования и мумификации помогали бессмертной душе воскреснуть и пройти должный путь в загробном мире. При жизни человек учил заклинания, которые должны были помочь ему пройти стражей и испытания пред вратами Осириса.

Древняя Русь

В дохристианский период наши предки отождествляли душу с дыханием, ветром, который вылетает из тела после смерти. Сама же смерть была образной, приходила черным вороном или голубем, в виде старухи с косой. Иногда души умерших могли появляться огоньками на могилах, иногда она приходила птицей или летучей мышью. Славяне были язычниками, на западе и востоке было сжигать тела после смерти, южнославянские народы хоронили в землю. На Руси считали, что душа перерождается в потомках человека, поэтому очень часто детям давали имена дедов и прадедов. Перерождения достойна только та душа, которая вела праведную жизнь. Живые существовали в Яви, после смерти человек, который вел праведный образ жизни, попадал в Правь, где ожидал своего перерождения. Если человек грешил, то переродиться он не мог, попадал в Навь. Царство живых и царство мертвых разделяла река Смородина, а Калинов мост соединял два берега. По нему могли пройти души тех, кто при жизни стал героем, для них была уготована Славь и жизнь подле богов.

Современные представления о смерти

Сегодня представления о посмертной жизни души являются вопросом веры и традиционной для каждого народа культуры. Основные мировые религии, представители которых являются подавляющей частью прогрессивного мирового сообщества, трактуют смерть по-разному. Различия есть и в отношении к загробному существованию, и в погребальных обрядах. Но каждое из учений предполагает посмертное воздаяние за земные поступки как хорошие, так и плохие.

В христианстве считается, что смерть — это начало новой жизни. Умирая, человек предстает перед единым Богом, отвечает на суде за свои земные деяния. Для грешников уготованы места в аду, кто-то попадет в чистилище, а праведники могут обрести Царствие Небесное, попасть в Рай.

Буддизм предполагает перевоплощение души, ее перерождение в новых ипостасях, на новом круге жизни — сансаре. То, в каком облике и с какой скоростью переродится душа после смерти, зависит от земных деяний человека. Перевоплощение может наступить сразу, душа грешника пройдет через ад, а некоторым душам уготована нирвана.

Ислам придает смерти огромное значение. Загробная жизнь у мусульман называется Ахират, это вечный мир, в отличие от быстротечного земного существования. Мусульмане верят, что последствия за земные деяния могут наступить уже при жизни, а, точнее — в момент смерти. Если человек жил праведно, смерть его будет легкой и быстрой, и наоборот. Сама могила становится для мусульманина чистилищем, преддверием ада или рая. Все верующие предстанут перед Аллахом Судный день, когда каждый получит по своим заслугам.

Иудеи относятся к смерти реалистично. Тора вопросы загробной жизни не поднимает. Уход из жизни раньше времени считается горем, но когда в мир иной уходит человек преклонных лет, это воспринимается как должное. У евреев не приветствуется продолжительный траур.

Если смотреть на отношение человечества к смерти с прагматичной, приземленной точки зрения, то сегодня большое внимание уделяется вопросам разумного, экологичного погребения, сдерживания разрастания кладбищ.

Несмотря на то что большинство населения планеты старается относиться к смерти философски, кончина близкого человека была и остается большой трагедией для его близких. Но есть некоторые народы, считающие смерть праздником.

В Африканской Гане принято сооружать гробы, которые отражали бы хобби, род деятельности покойного. На похоронах играет музыка, носильщики гроба пускаются в пляс. В Индонезии из похорон устраивают пышное торжество, чем больше было у человека заслуг, тем больше в честь его смерти режут скота. Похороны должны быть пышными, а это очень дорого. Поэтому мумифицированного покойного подолгу не хоронят, он продолжает «жить» в своем доме.

На Бали тоже устраивают из похорон празднество, чтобы должным образом отметить смерть близкого, нужно накопить средства, поэтому покойника хоронят временно, а затем раскапывают и «отмечают» похороны как следует. На Тайване вообще доходит до того, что на похоронах могут присутствовать работницы стрип-клубов.

На Мадагаскаре и вовсе проводят фамадихану — ритуальную церемонию поклонения мертвым. Жители острова хоронят предков рядом со своими домами, окончательно умирает человек только тогда, когда без остатка разложилось его тело. А пока останки есть, их надо периодически встряхивать, раз в 7 лет. Для этого покойника выкапывают, оборачивают в новый саван, весело с ним беседуют. Собирается родня, заказывают музыкантов и актеров, чтобы развлечь гостей.

< Пред.   След. >