Православные похороны в Москве

Организация похорон по православным обычаям. Православные ритуальные агентства.

В православной традиции погребение усопших считается одним из самых значимых обрядов. Дело в том, что согласно православному учению, земная жизнь рассматривается лишь как нечто временное в преддверии жизни вечной. Это отношение к смерти, как ко сну, отражено лексически: умерших принято называть «усопшими», то есть уснувшими, или «покойными», то есть обретшими покой в вечности.

Православные похороны в Москве Православные похороны в Москве

Бережное отношение к телу покойного также обусловлено догматами христианства. Смерть человека является лишь «успением», то есть засыпанием тела, в то время как душа отправляется к Богу. Интересно заметить, что в христианстве умерший, то есть покойник, остается человеком (в русском языке слово «покойник» — существительное одушевленное), в отличие от трупа (неодушевленное существительное).

Образец христианского погребения описан в Евангелии и представляет собой описание погребения Иисуса Христа. Вплоть до сегодняшнего дня православный обряд подготовки покойного к погребению не претерпел существенных изменений и состоит из трех основных частей: омовения тела, его облачения и положения во гроб. Весь процесс православных похорон также триедин и состоит из подготовки тела к погребению, отпевания и собственно погребения.

Последнее причастие и омовение тела

В соответствии с православной традицией, к умирающему человеку, находящемуся в сознании, зовут священника, который совершает над умирающим таинство соборования (елеосвящения) для отпущения грехов.

Елеосвящение (соборование) – одно из таинств православной и католической церквей, которое заключается в помазании тела освященным маслом (елеем). Согласно христианскому учению, таинство соборования является не только духовным врачеванием от телесных недугов, но и дарует больному прощение грехов, о которых он забыл.

Соборование проводится семикратно у постели умирающего, окруженного родственниками, держащими зажженные свечи. После этого священник проводит обряды исповеди и причастия. Наконец, в момент исхода души из тела, священнослужитель совершает канон на исход души (отходную молитву). При этом умирающий просит прощения у родных и близких и сам прощает их. Если больной умирает во время чтения канона, то канон завершают заупокойным припевом: «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея) (имя) (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его (ю) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника (причастницу) учини (поклон), и душам нашим полезная сотвори (поклон)».

В случае если позвать священника не представляется возможным, канон на исход души, иначе именуемый отходной молитвой, могут читать родственники умирающего. При этом канон можно читать как подле умирающего, так и находясь вдали от него.

Если умирающий испытывает сильные страдания и не может умереть, то можно прочесть другой канон — «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Оба этих канона содержатся в полных православных молитвословах.

После наступления смерти тело умершего должно быть омыто. Согласно традиции, тело покойного можно омывать только в промежуток от восхода до заката солнца. Омовение имеет глубокое значение, так как умерший должен предстать перед Богом в чистоте и непорочности.

Процесс омовения начинается с освобождения покойного от одежды. После этого тело укладывают на скамью, покрытую клеенкой и простыней. Усопшего кладут сверху на простыню. Рядом со скамьей устанавливают два таза с мыльной и чистой водой. Сначала все тело трижды омывают мыльной водой с использованием губки или мягкой ткани, с лица до ног. После этого тело омывают чистой водой и насухо вытирают. Голову омывают в последнюю очередь, после чего покойника причесывают. При омовении принято читать «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» и «Господи, помилуй». Омытое тело одевают в чистую белую одежду, на шею покойному надевают крестик. Голову христианки покрывают платком.

Современные реалии здравоохранения таковы, что на сегодняшний день в Москве лишь незначительную часть умерших можно оставить дома до похорон. Наибольшая часть усопших перевозится в патологоанатомические и судебно-медицинские отделения для проведения экспертизы и установления причины смерти. Тем не менее, в перечень услуг моргов входят процедуры по подготовке тела к погребению, а именно – омовение и одевание тела, посмертная реставрация облика и макияж.

При заказе ритуальных принадлежностей необходимо обратить внимание на православную символику, которая содержится на гробе, а также на постели в гроб. Практически в каждом ритуальном бюро можно выбрать гроб с православным крестом на крышке, а также подушку и покрывало с православной символикой. Кроме того, в церкви необходимо приобрести саван (покрывало), венчик, лист с разрешительной молитвой и небольшой крест.

Согласно канонам православной церкви, саван — белое покрывало с изображением распятия — символизирует, что покойный находится под покровом Христа и сохранил до конца жизни обеты, данные им при крещении. Венчик — длинная бумажная или тканевая полоска с изображением Спасителя с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей и текстом Трисвятой песни — кладется на лоб покойного как символ венца славы, который умерший получает в Царствии Небесном за свою праведную жизнь.

Отпевание

С момента кончины и до момента погребения над телом покойного должно вестись непрерывное чтение Псалтири, которое совершают его близкие поочередно. Даже если тело покойного находится вне дома, необходимо совершать чтение Псалтири. Чтение Псалтири может быть прервано только когда при гробе служится панихиды или заупокойные литии. Согласно верованиям Церкви, в первые дни после смерти душа человека проходит мытарства на пути к Богу. Для облегчения этих страданий кроме чтения Псалтири можно также читать канон «Последование по исходе души от тела» из молитвослова.

В настоящее время большинство похорон начинается не у ворот дома, а у входа в траурный зал морга. Тем не менее, соблюсти православные традиции можно и в помещении морга. После выноса тела в траурный зал, над телом умершего еще раз читается «Последование по исходе души от тела». После этого родные и близкие прощаются с умершим.

После прощания гроб с телом выносят из здания морга ногами вперед под пение Трисвятого, после чего гроб с тело в сопровождении родственников перевозится на отпевание. При этом отпевание можно произвести как дома, так и в храме. В этом случае тело перевозится либо домой, где также может происходить прощание соседей с усопшим, либо в храм.

Необходимо отметить, что в настоящее время как морги, так и крематории предлагают провести отпевание тел покойных. Необходимо с особой осторожностью относиться к данным предложениям, так как зачастую священники при моргах и крематориях не имеют никакого отношения к русской Православной Церкви. В случае если покойный был прихожанином какого-либо храма, желательно, чтобы отпевание прошло именно в этом храме.

Отпевание в храме нужно заказывать заранее. Кроме того, рекомендуется заказать сорокоуст об усопшем — молитвенное поминовение в храме в течение Божественной литургии в течение сорока дней подряд. Заказать сорокоуст можно сразу в нескольких храмах или монастырях. В дальнейшем можно повторно заказывать сорокоуст или сразу подать в храм записку о долгосрочном поминовении в течение полугода или года.

Кроме того, если позволяет время, за день до отпевания возможно поставить гроб с телом на ночь в храм. В этом случае уже в день смерти необходимо договориться со священником о такой возможности. Тело привозят в храм из дома или морга, а на утро следующего дня совершаются отпевание и погребение.

В этом случае катафальный транспорт заказывают дважды. В первый день катафальный автобус перевозит тело усопшего из дома/морга в храм, а во второй день – из храма на кладбище. К примеру, похоронное предприятие ЗАО «Ритуал» регулярно организует похороны по православным канонам. В связи с этим стоимость катафальных перевозок является минимальной по Москве.

При подготовке к отпеванию в храме покойного накрывают саваном, на лоб кладут венчик, руки покойного складывают крестообразно на груди (правая поверх левой). В левую руку усопшего вкладывают крест, на грудь кладут икону (мужчинам — образ Спасителя, женщинам — образ Божией Матери) и поворачивают изображением к лицу покойного.

Как отпевание, так и погребение совершаются на третий день после кончины человека. При этом в расчет берется именно день кончины, если даже смерть наступила за несколько часов до полуночи, то есть до начала нового дня. Погребение покойного по возможности осуществляется около полудня и обязательно до захода солнца.

Во время отпевания в храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю, с четырех сторон гроба зажигают свечи. Если тому не мешают обстоятельства смерти, гроб должен быть открыт. Во врем отпевания все присутствующие держат в руках горящие свечи. Рядом с гробом помещают столик, на который ставят поминальное коливо (кутью) с горящей свечой посередине.

После чтения разрешительной молитвы родные обходят гроб с телом, целуют икону на груди усопшего и венчик на лбу. Если отпевание проходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба. При этом необходимо мысленно или вслух попросить у усопшего прощения за все вольные и невольные обиды и простить его за все его прегрешения.

После прощания священник закрывает лицо умершего саваном, крестообразно посыпает землей закрытое тело со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней», знаменуя угасшую, но богоугодную жизнь на земле. Гроб с усопшим переворачивают лицом к выходу. После этого гроб закрывается крышкой, которую заколачивают гвоздями.

После этого под пение Трисвятого гроб ногами вперед выносят из храма и помещают в катафалк. Согласно церковным правилам, впереди похоронной процессии несут крест или икону Спасителя, затем несут хоругви (церковные знамена), затем идет священник с кадилом и свечой, затем несут гроб с покойным. Замыкают процессию родные, близкие, а за ними — и прочие участники похорон с цветами и венками.

Погребение

После отпевания гроб снова устанавливают в катафалке, после чего траурная процессия движется к кладбищу.

Во время погребения гроб опускают в могилу так, чтобы голова покойного находилась на западе, а ноги – на востоке. При опускании гроба также поется Трисвятое.

Необходимо отметить, что, будучи богослужебным обрядом, погребение совершается без музыки и лишь под пение присутствующих. Все присутствующие держат в руках зажженные свечи.

Священник или старший из присутствущих бросает в могилу землю, благословенную в храме, изображая крест и со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенныя и вси живущий на ней». Затем каждый, кто провожает умершего в последний путь, бросает в могилу свою горсть земли.

На могильном холме устанавливается восьмиконечный крест, как символ Спасения. Крест устанавливается у ног покойного. Можно также установить любой памятник с изображением православного креста. На могильный холм устанавливают венки и кладут цветы.

Перед уходом все желают покойному Царствия Небесного. Могилы покойных христиан должны содержаться в чистоте и порядке.

Поминальная трапеза

Поминки в православии традиционно проводятся очень сдержанно, без алкогольных напитков. Поминки проводятся троектратно: на 3й, 9й и 40й день. После этого покойного поминают в годовщину смерти и на день Ангела (именины).

В третий день после смерти на поминки принято приглашать всех, кто присутствовал на похоронах, помогал с погребением.

На сегодняшний день многие семьи предпочитают проводить поминки вне дома. Даже в зале кафе или ресторане можно провести православные поминки, так как многие заведения предлагают проведение поминальных мероприятий с соответствующим поминальным меню.

В православной традиции поминальными блюдами считаются канун (сыта), кутия (коливо), блины и кисель. Все остальные блюда заказываются на усмотрение семьи покойного и с учетом постных и скоромных дней.

Обычно перед поминальной трапезой совершается заупокойная лития. Соблюдение норм в православной поминальной трапезе требует, чтобы перед началом кто-нибудь из близких читал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой присутствующие читают «Отче наш».

Трапеза начинается с вкушения кутьи. За поминальным столом не возбраняется говорить об усопшем, вспоминать его только с хорошей стороны, вести благочестивые беседы.

В конце трапезы участникам поминок предлагается кисель с молоком, символизирующий младенчество души усопшего, рождающегося к новой жизни.

По Церковному Уставу, поминальные трапезы нельзя устраивать в двунадесятые и великие праздники, в воскресные дни, а также в Лазареву субботу, на Светлой седмице, в дни преполовения и отдания Пасхи, в Четверток, Пяток и Субботу Страстной седмицы, во вторые дни Рождества, Крещения и Святой Троицы. Во время Великого поста поминки можно совершать только в субботние дни.

Будучи последней в череде погребальных обрядов, поминальная трапеза зачастую организуется «на скорую руку». Тем не менее, существует способ организовать поминовение покойного по православным традициям, прибегнув к помощи профессиональных организаторов православных поминок. К примеру, московская компания «Поминальная Трапеза» организует православные поминки исключительно в приспособленных для этого кафе и залах. Сотрудники компании во всех тонкостях ознакомлены с православным каноном и располагают несколькими видами православного поминального меню. Услуги компании по подбору залов являются бесплатными.

Кроме того, «Поминальная Трапеза» организует доставку блюд православного поминального меню на дом.

Православные ритуальные службы и похоронные предприятия

В настоящее время практически все похоронные службы предлагают проведение православных похорон. Тем не менее, в силу сложившихся в советские времена погребальных традиций (которые были далеки от православного канона), сотрудники ритуальных бюро не всегда сведущи в тонкостях православного похоронного обряда.

Одной из ритуальных служб, специализирующихся на православных похоронах, является похоронное предприятие ЗАО «Ритуал». Каждый сотрудник предприятия организует православные похороны несколько раз в неделю, имеет четкое представление о последовательности и приличествующих атрибутах православной традиции и помогает семье покойного с решением самых сложных задач: заказом захоронений на кладбищах Москвы, постановкой гроба с телом покойного в храм на ночь, заказом отпевания, организацией поминок в любом районе Москвы исключительно в подходящих для этого заведениях.

Вы всегда можете обратиться за консультацией, а также заказать православные ритуальные услуги и ритуальные товары с православной символикой, обратившись по телефонам: (495) 642-28-83 и (495) 642-28-84.

< Пред.   След. >