Статьи

В большинстве случаев тело усопшего находится в квартире не более одного-двух часов. За это время процесс разложения не успевает вступить в активную стадию, поэтому специальной дезинфекции помещения, как правило, не требуется. В противном случае появляется сильный тошнотворный запах, от которого невозможно избавиться простым проветриванием.

Хотим мы того или нет, но кладбище занимает в нашей жизни одно из важнейших мест. Человек может никогда не побывать в театре, музее, библиотеке, парке культуры, ресторане, но он непременно и не единожды посетит кладбище. Причем неверно думать, что кладбище — это только мрачная, горестная сторона человеческого существования: чаще всего люди бывают в печали на кладбище лишь в день похорон кого-то из близких, а позднее посещение дорогой могилы вызывает, как правило, чувство умиротворения, умиления. Неслучайно поэт Михаил Александрович Дмитриев давным-давно еще писал: «Народ наш московский любит к усопшим родным, как к живым, приходить на свиданье».

Тема смерти одна из самых сложный в нашей культуре. Мало кто к ней действительно равнодушен, а пожалуй, даже вообще, равнодушных нет. Нам всем предстоит умереть и мы с трудом смиряемся с этим фактом. Еще Юнг писал, что отсутствие в европейской культуре традиций, которые позволяют принять смерть и разместить ее в собственном внутреннем мире, ведет к значительному повышению тревожности. А тревога, как известно, является чуть ли не самой главной причиной всех невротических рассройств, а так же сопроваждает большинство психических заболеваний. И действительно, тревога очень распространена среди населения. Кто-то страдает ей в большей мере, кто-то в меньшей.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ

Смерть — это последний земной удел каждого человека, после смерти душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий. Верующие во Христа не хотят умереть с нераскаянными грехами, ибо в загробной жизни они станут тяжелым, мучительным бременем. Из многих вопросов, которые можно себе задать, едва ли не самый важный — вопрос о том, как лучше приготовиться к смерти.

Приготовление к кончине

Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, поэтому необходимо пригласить священника к одру умирающего для их совершения.

В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем испрашивается отпущение забытых грехов и исцеление болящему. Оставшееся после Елеосвящения освященное масло возливается на останки христианина при погребении. Родственники должны взять сосуд с елеем в храм и заранее предупредить об этом священника, совершающего отпевание.

Похоронный обряд является отражением не только бытовой стороны его носителей, но и архаического миросозерцания. Похоронный обряд, некогда, вероятно, не менее сложный по структуре, чем свадебный, теперь предстает теперь в сильно редуцированном виде. Об этом говорят и беседы с информаторами, записанные в конце восьмидесятых годов (например, с Федоровой М. Н., уроженки деревни Дорожново Окуловского района, на время записи проживавшей в поселке Кулотино этого же района, или с Власовой А. Я., уроженки деревни Гари Старорусского района, проживавшей на время записи в деревне Дубки названного района).

В голове у умирающего ставили стакан с водой, чтобы душа вымылась и пошла.

Раньше родственники приходили прощаться сразу, как человек умрет, или еще к умирающему.

Сразу, как человек умрёт, открывают двери, все выходят на крылечко провожать душу — покойник лежит в доме, а душа уходит, на улице ее провожают. Когда душу провожают, старшая в доме женщина причитает (“воет голосом”). Причитать начинали еще до обмывания.

Причитали сразу, как человек умрёт, еще до того как вымоют — выходили на улицу, вставали лицом в ту сторону, куда повезут хоронить, и причитали: “Прощай-ко, ступай с Богом”.

Рано или поздно все подходят к концу жизни. Души людей идут на суд Божий, проходят мытарства и затем, по определению всеведущего Бога, получают то, что заслужили.

Телесная смерть, которая стала законом для всех людей после падения прародителей Адама и Евы, страшит своей неизвестностью. Люди умирают по-разному - одни в беспечности и нерадении, не думая о том, что ожидает их за гробом, другие - сознательно, с чувством величия приближающегося момента, используют те средства, которые Православная Церковь предлагает умирающему: она напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения, а в минуты разлучения души с телом совершает канон на исход души (отходная молитва).

<< В начало < Предыдущая 31 32 33 34 35 Следующая > В конец >>

Показаны записи 239 - 245 из 245